пятница, 15 октября 2010 г.

Ну вылитый отец

Ген покажет, чье дитя

Еще древние римляне знали, что "отец всегда сомнителен". Мать девять месяцев демонстрировала окружающим все округляющийся животик, а потом рожала в муках, которые могли видеть и слышать многие. Потому никто не сомневается в том, что младенец -- плоть от ее плоти. Мужчина же, давший ребенку фамилию, а у нас еще и отчество, не всегда может предъявить общественности доказательства своего вклада. Хорошо, если есть редкая "фамильная" форма носа или ушей. Да и то:
Между тем, к вопросу своего отцовства мужчины относятся крайне болезненно. Особенно те, кто одержим бесом ревности. Тогда трагедией становится рождение в семье кареглазых родителей сына дитятки с глазами василькового цвета. Между тем, анализ практически любой родословной выявляет среди бабушек и дедушек нескольких голубоглазиков, одаривших внуков своей радужкой. Но даже если и внешнее сходство налицо, и благонравие супруги общеизвестно, втайне отца все равно гложут сомнения. Оснований к тому более чем достаточно. Специалисты давно уже накопили статистику, согласно которой в 10-15% случаев молекулярно-генетическое тестирование выявляет участие в зачатии не отца, а "проезжего молодца".

Главное, чтоб папа был знатен и богат
В отличие от отцов, мамы паранойей по поводу истинного создателя ребенка не страдают. И интересуются этой проблемой преимущественно из экономических соображений -- используют экспертизу для "прижатия к стенке" состоятельного алиментоплательщика. Некоторым удается навесить дитя на папашу самых голубых кровей. Такое недавно произошло в семье бельгийского короля. У него, кроме трех законных детей, обнаружилась еще одна дочка от некой близкой ко двору баронессы: Скандал на всю Европу.
Понятно, что чем мужчина известнее и богаче, тем больше он имеет шанс обрести нежданного наследника. Но если раньше непойманный гуляка не мог признаться отцом, то теперь любой любивший женщин может угодить под судебный пресс. Через процессы по установлению отцовства прошли многие сильные мира сего, звезды кино, шоу-бизнеса, спорта. Одним присуждали отцовство, другим нет. Но какой ажиотаж в прессе вызывали такие скандалы!
Причем судей обычно не волнует, каким способом женщина зачала своего ребенка. Иные рожают от большой и чистой любви, другие умудряются и без оной завладеть драгоценной спермой.
Несколько лет в столице Венесуэлы Каракасе работал фешенебельный бордель для самой избранной публики. Проститутки, обслуживавшие элитных "самцов", получали за качественную работу хорошие деньги. Но не это было главной статьей дохода. Во время полового акта путаны незаметно собирали в маленькую пробирку капельки спермы своих клиентов. Потом хозяева борделя подыскивали смазливых молоденьких девиц, которые соглашались стать мамочками с помощью искусственного оплодотворения. И, спустя год, "обесчещенная" дева предъявляла суду дитя -- непреложное доказательство отцовства, какой ген ни посмотри. Огромные суммы алиментов шли, понятно, не только малышу и его маме...
Говорят, дочка Бориса Беккера появилась на свет таким же хитрым способом. Поскольку трехкратный чемпион Уимблдона провел с чернокожей фотомоделью Анжелой Ермаковой всего один-единственный сеанс... орального секса. В подсобке лондонского кабака "Нобу". Через неполный год после той пьяной секс-минутки Беккер получил факс с поздравлением и многомиллионными требованиями.
Правда, есть экстравагантные дамы, для которых деньги не главное. И отсутствие спермы не смущает. Потому что есть духовное единение. Сорокалетняя Дебра Вренн из Техаса подала в суд иск с требованием, чтобы Арнольда Шварцнеггера признали отцом ее дочери. Якобы она познакомилась и слюбилась с Арни в 1982 году в ночном клубе в Индианаполисе. Кроме свидетельства о рождении дочери с пустой графой "отец", Дебра предъявила суду свою зацикленность на любимом актере: "Для нас с дочерью в целом мире существует только он! Она смотрит все фильмы Арни и с каждым днем становится все больше и больше похожа на него". Шварцнеггер же уверяет, что никогда не был знаком с Вренн и не был в Индианаполисе в 1982 году. Может, Дебра его в кино видела...
И тем не менее актер готов подвергнуться тесту на отцовство. Ему ведь не привыкать. Желающих породниться с Терминатором -- легион.
А что уж говорить о серьезных прыжках звездных самцов налево! Тут только знай плати! Как сказал Марадона, которого суд обязал дать свою фамилию внебрачной дочери: "Все девушки одинаковы. Сначала они не просят у тебя ничего, кроме любви, а потом готовы забрать все, даже твою сперму". И деньги, следует добавить. Немалые.
Два года назад бразильская фотомодель Лусиана Морад выпотрошила кошелек 65-летнего Мика Джаггера. Родив от него, она тут же потребовала нехилые алименты: на распашонки да памперсы сыночку Лукасу -- по 35 тыс. долларов ежемесячно. Рок-легенда от сына отказаться не посмел, но и платить почти полмиллиона в год не хотелось. Он назвал сумму чрезмерной. Однако Миком тут же занялись налоговые органы Нью-Йорка. "А задекларируйте-ка все ваши доходы, мистер певец!" Пришлось раскошеливаться...
Храните сопли, локоны, пеленки...
Сегодня наиболее популярна молекулярно-генетическая экспертиза отцовства. Несмотря на то, что учреждения, ее проводящие, взимают с клиентов как минимум две сотни баксов. Потому что такой метод тестирования наиболее точен. При исключении отцовства он достоверен на 100%, а при подтверждении чуть меньше.
Сорок лет Марта М. хранила в глубокой тайне свои подозрения. А потом решилась. И обратилась в генетическую лабораторию, чтобы выяснить, кто, действительно, является отцом ее дочери. Помимо брачных, в 60-е годы дама поддерживала "интенсивные любовные отношения с другим мужчиной". Так чьими же стараниями стала Марта мамой? Как узнать? Она достала бережно хранимую прядку волос любовника, раздобыла из расчесок несколько волос дочери и мужа -- этого оказалось достаточно. "Настоящим отцом 40-летней дочери Марты является тогдашний любовник, а не супруг", -- гласило заключение лаборатории.
Все больше людей занялись сбором ватных тампонов со следами слюны, детских сосок, окурков сигарет, пивных кружек и испачканных детских пеленок, чтобы с помощью генетического сравнения установить родство.
Фрагменты наследственного материала можно выделить отовсюду: с жевательной резинки, с тампонов из ушей, использованных презервативов.
Несколько лет назад в нашей стране о происхождении ребенка судили на основании серологических отзывов, сделанных только по поручению судебных органов. Хотя ДНК-экспертиза в России развивается с 1985 года. Но "разводить стрелки" между не поладившими родителями генетики стали лишь недавно. Это веление времени. Все больше отцов желают знать, не кукушонка ли выкармливают. И очень немало папаш пытаются отказаться от этой доли. Приходится через суд привлекать их к участию в воспитательном процессе.
Сегодня лишь лаборатории судебно-медицинской экспертизы имеют лицензированное право заниматься установлением отцовства. Их в стране 18. Зато существует масса генетических кабинетов, которые без всяких формальностей выполняют абсолютно конфиденциальные исследования. Правда, российские ученые предпочитают все-таки иметь дело с кровью, а не с пеленками и ватками.
Украли генный отпечаток
В некоторых европейских странах, в Германии, например, одновременно с развитием генетических выяснений отцовства, начали активно муссироваться этические проблемы, с этим связанные. Порой лаборатории выясняют крайне сложные семейные вопросы. Так, во Франкфуртский центр судебной медицины одна лихая гимназисточка привела трех своих одноклассников одновременно, чтобы выяснить, кому из них должно принадлежать вакантное место отца.
Если Бориса Беккера и Марадону генетические тесты уличили в авторстве последствий их прыжков налево, то 32-летнему Алексу Б. повезло больше. Суд города Шпейера вынес решение, что Алекс не является отцом ребенка женщины, с которой недавно развелся. Для генетического теста была использована проба слюны малыша, находившегося в больнице. Без согласия и даже без ведома матери! То, что в итоге Алекс Б. был освобожден от алиментов, -- это прецедент, и он может нас далеко завести. Ведь двухлетний малыш, согласно законодательству, должен был получать поддержку своего отца -- не только материальную. И он ее лишился.
Могут ли похищенные пробы волос, слюны или содержимого пеленок решать исход процесса на отцовство? Секретные тесты -- это нарушение закона, охраняющего права матери и ребенка. Многие правоведы считают, что лаборатории, исследующие ДНК-материалы без согласия всех участвующих сторон, следует наказывать за разглашение частных тайн.
Ничего кроме правды
Однако ширится круг генетиков, которые не находят ничего неэтичного в воровстве проб. Мы выполняем свой договор на исследование, говорят они. Отец, мать и ребенок в равной мере обладают правом узнать правду. Иначе это будет обман, а не защита данных. Иногда ведь генетический анализ показывает вообще вопиющие вещи, когда выясняется, что не только папа, но и мама не имеют к дитятку никакого отношения. Значит, имела место подмена, в роддоме, например. И есть люди, сделавшие это в каких-то корыстных интересах либо по халатности и, стало быть, подлежащие преследованию по закону.
Но вот проблема, несмотря на очень высокую надежность метода, ошибки при определении отцовства не исключены. Особенно в растущих как на грибах "гаражных" лабораториях.
Теоретически не исключено и злоупотребление данными. От возможных фальсификаций не застрахованы даже самые квалифицированные специалисты. Так, одна молодая женщина из Нюрнберга была очень удивлена, когда тест на признание отцом ее бывшего друга оказался негативным. Правда открылась только после предписанного судом повторного теста: на первый тест мужчина подослал своего, внешне очень похожего, брата.
Результаты экспертизы можно подтасовать, подкинув чужие пробы крови.
Случалось и такое. Поэтому главные российские генетические лаборатории требуют, чтобы все обследуемые: папа, мама и ребенок -- сдавали кровь непосредственно в бюро и одномоментно.
Так и обман исключается, и права личности не нарушаются.
С другой стороны, при таких строгостях Анжеле ни за что не удалось бы доказать отцовство Бориса Беккера. Теперь же маленькая Аннушка и ее находчивая мама обеспечены по самому высокому разряду. А самое главное, пережив послесудебный шок, папа Боря решил-таки, что дитя не рукавица, с белой ручки не стряхнешь: И обещался навещать почаще нечаянно обретенную дочурку.
Разве это не главное?
Валентина БОГОМОЛОВА

Доказательства, найденные в гробу
Некая Анна Дроссар в 1989 году заявила, что отцом ее 14-летней дочери Авроры является знаменитый французский актер Ив Монтан, с которым она встречалась в 1975 году. Предполагаемый папа категорически отказался признать свалившуюся на его шею дочурку.
Конечно, Ив никогда не шарахался от прекрасного пола, и тогда, во время съемок, он завел блиц-роман с актрисой второго плана Анной. Но по окончании съемок быстренько вернулся к законной супруге Симоне Синьоре. И вот спустя 15 лет Анна Дроссар решила взять реванш за поруганную любовь: она потребовала алименты от известного актера. Суд тогда оказался на стороне Монтана и не признал доводы противной стороны убедительными. Но в 1991 году Ив получил еще одну повестку. Теперь уж сама подросшая дочка решила доказать, что родилась не абы от кого, а от известного актера. Однако до самой смерти Монтан отвергал и предложения сдать генетический тест, и саму возможность своего отцовства. На всех аферисток у меня крови не хватит!"
Но иски продолжали поступать и после его смерти. Спустя три года, в 1994 году французский суд посмертно признал-таки его отцом Авроры на основании показаний друзей Анны. Однако законные наследники Монтана опротестовали это решение. И тогда осенью 1997 года генетики по запросу суда вскрыли могилу Монтана и сравнили взятый оттуда генетический материал с образцами крови и волос Авроры и ее матери. Экспертиза однозначно показала, что Ив Монтан совершенно ни при чем. Аврору зачал кто-то другой. Придется, видимо, ей проверить весь список актеров, занятых в том фильме.
Незаконный род обрел предка
В 1998 году ученые, наконец, решили положить конец вековым спорам. И сравнили генетический код потомков третьего президента США (1801-1809) Томаса Джефферсона с кодом потомков его рабыни Салли Хеммингс. Еще в 1878 году один из семерых детей мулатки Салли заявил, что вдовец Джефферсон долгое время состоял в связи с его матерью и был отцом всех ее отпрысков. Этот факт активно отрицался белыми историками, но признавался их черными собратьями. Генетическая экспертиза положила конец научному спору. Подтвердилась черная версия -- было доказано близкое родство представителей седьмого поколения Джефферсонов и Хеммингсов.

0 коммент.:

Отправить комментарий