Месяц назад скончался старейший слуга королевы-матери по прозвищу Билли Черная Лестница. Всего лишь скромный слуга… Но об этом сообщили многие мировые агентства новостей: Билли прослужил Елизавете больше полувека и стал своего рода национальным достоянием. Вот и решили мы поразмышлять о роли слуг в истории.
Эх, были слуги когда-то, не то, что нынешнее племя! Целый штат прислуживал одному господину. Лакеи, дворецкие, кучера, секретари, а если копнуть глубже - постельничие! (Не думайте ничего плохого, постельничий - это боярин, который следил за чистотой и убранством царской постели!) А какие характеры были, какие типажи!
Куда все это делось, спросите вы. Ну, во-первых, отменили крепостное право. Во-вторых, сегодняшний мир стремительно демократизируется, и никого не шокирует тот факт, что принц Кентский совершает автопробег через всю Россию без сопровождения камердинера, один на один со стальным конем! И все-таки что-то щемит в сердце, когда читаешь письмо няни Арины Родионовны, написанное ее питомцу - Александру Сергеевичу Пушкину (под диктовку няни писала Анна Николаевна Керн):
"Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна, вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши Петербургские летом не будут, они (все) едут непременно в Ревель. Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочик, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родивоновна".
Слуга-нянька.
Арина Родионовна относилась к тому типажу, который можно назвать условно слуга-нянька. Пушкин еще раз обратился к нему, когда писал "Капитанскую дочку". Ему представлялся идеальным патриархальный уклад с его верными заботливыми слугами -- почти что членами семьи. Кроме того, няня проводила с малышом-Пушкиным гораздо больше времени, чем родители, и это естественным образом отразилось потом в его творчестве. Дядька Савельич из "Капитанской дочки" следует за своим барином, как нитка за иголкой, и даже не столько по обязанности, сколько по велению души. С сегодняшней точки зрения Савельич воспринимается не как слуга, а скорее, как ворчливый дедушка, с тревогой всюду поспевающий за свом внуком. Перед виселицей, на которой собираются повесить Петрушу Гринева, Савельич падает в ноги Пугачеву: "Отец родной! -- говорил бедный дядька. -- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!" То есть, не задумываясь, Савельич отдавал жизнь за своего барина. Отдаст ли ее кто-то из нынешних слуг? Разве что телохранитель, ну так за это ему и платят, в отличие от бедного Савельича. В романе "Унесенные ветром", а потом и в фильме, по нему поставленном, действует некая Мамушка (Мэмми). "Пожилая негритянка необъятных размеров с маленькими, умными, как у слона, глазками и черной лоснящейся кожей чистокровной африканки была душой и телом предана семейству О'Хара и являлась главным оплотом хозяйки дома, грозой всех слуг и нередко причиной слез трех хозяйских дочек". Она обожала свою госпожу Скарлетт и гордилась ею. Видимо, и американцам по душе был патриархальный уклад, даром что писался роман спустя сто лет после "Капитанской дочки".
Слуга чопорный.
На ум сразу приходит английский дворецкий, о котором у нас ходит столько анекдотов. ("Темза, сэр!.." и т.п.) Добрая старая Англия породила целую вереницу чопорных слуг, обживающих главным образом пространство XVIII-XIX веков. Вспомним Бэрримора из "Собаки Баскервилей": "Бэрримор… почтительно склонился перед нами, как и подобало хорошо вышколенному слуге. Наружность у него была незаурядная - высокий, представительный, с окладистой черной бородой, оттенявшей бледное благообразное лицо". Предки Бэрриморов служили предкам Баскервилей, и в конце концов слуги стали чем-то похожи на господ.
В России вы не найдете массовых упоминаний о чопорных слугах. Во-первых и снова - крепостное право, когда стиралась личность подневольного человека, во-вторых, менталитет русского слуги был крайне противоречив: либо крайнее обожание и желание пожертвовать собой, либо -хитрость, холопство и лизоблюдство. Поэтому, наверное, русские господа заказывали бонн и лакеев из европейских стран. Помимо знания языка, достоинством зарубежных слуг было то, что они держали хоть какую-то дистанцию между собой и хозяином, не ввергая детей в искушение покомандовать, покричать и поунижать, что спокойно мог допустить русский персонал.
Слуга-аферист.
Слуга, который вертит господином, как хочет, в уме часто его превосходит и, бывает, даже не скрывает этого. Особым проворством отличались галльские слуги. В XVIII веке появилась трилогия Бомарше с главным героем Фигаро, а Моцарт, кстати, сочинил по одной из пьес оперу. Бомарше столь язвительно распек общество, что пьесы даже пытались запретить. Такие слуги, как Фигаро, приближали французскую революцию 1789 года. Уж слишком вольны они были. Причем прекрасно себе рефлексировали безо всяких там русских штучек типа "вы наши господа, мы - ваши холопы, низко бьем вам челом" и прекрасно сознавали, что слуга как раз бывает довольно-таки умнее господина. Фигаро у Бомарше говорит в своих монологах: "Думаете, что если вы -- сильный мира сего, так уж, значит, и разумом тоже сильны?" Или: "Я находился в толпе людей темного происхождения, и ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми Испаниями!"
У нас Бомарше читают только студенты филфака, но фильм "Собака на сене" по пьесе испанца Лопе де Вега видели все. Дело там происходит за полторы сотни лет до появления "Фигаро", но слуга Тристан такой же смекалистый интриган, разве что погрубее цирюльника. Он называет себя по отношению к Теодоро как "ножны этого кинжала", "рукоятка этой шпаги", а на деле вертит сюжетом, как опытный кукловод марионетками. И, посмотрев фильм, не знаешь, что лучше - нерешительность благородного Теодоро, распевающего козлетоном романсы, или грубое вранье коренастого Тристана, приведшее к такому замечательному результату…
Сегодняшние времена располагают к тому, что трудиться и плести аферы - ни к чему. Достаточно выпустить книжку вроде "Как я служила няней у Николь Кидман" или "Что на самом деле представляет из себя семья Стинга", и ты обеспечен до конца дней своих. Поэтому разумные богачи требуют у слуг, перед тем как те подпишут контракт, подписать еще и маленькое обязательство не разглашать тайны дома под угрозой судебного преследования.
Слуга-тунеядец.
Захар из "Обломова", Осип из "Ревизора", кучер Селифан и лакей Петрушка из "Мертвых душ". Все эти товарищи не любили трудиться и с крайней неохотой исполняли свои прямые обязанности. В самом деле, на дворе свирепствовало крепостное право и - хоть заработайся! - ничего в положении их не изменилось бы. Вполне разумный тунеядский подход слуг к существующему положению вещей весьма тревожил классиков, и они, хотя и любовно, заклеймили их в своих произведениях. Захар целыми днями полеживал на лежанке в некоторой близости от дивана своего господина Ильи Ильича и был весьма недоволен, когда Обломов тревожил его, а последний проделывал это часто. Вот как полифонически описывал Гончаров процесс вставания Захара со своего одра: "…Захар повернулся, как медведь в берлоге, и вздохнул на всю комнату… Он начал понемногу всхлипывать, сипенье и хрипенье слилось в этот раз в одну, невозможную ни для какого инструмента ноту, разве только для какого-нибудь китайского тонга или индийского тамтама". Весь этот дивертисмент исполнялся для Обломова, и целью его было показать крайнее отвращение Захара к какому бы то ни было действию. Впрочем, он был добр и позволял ребятне щипать себя за бакенбарды…
И ведь что интересно - с освобождения большей части населения России прошло 146 лет, а "захаровские" привычки у населения остались, в том числе и у обслуживающего персонала! Каждый норовит побольше полежать, но побольше получить. Вот как отразилось это подлое крепостное право на характере русского человека!
Слуга ироничный.
Своей ироничностью прославились английские слуги (исключая бледного Бэрримора) - вспомнить хотя бы экономку миссис Хадсон из "Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Кстати, играла ее Рина Зеленая, которая и в жизни имела прекрасное чувство юмора. О своей работе в сериале она отзывалась так: "Я первый раз в жизни сыграла мебель", имея в виду, что дали ей совсем немного слов. Сыграли актеры прекрасно, да и Англию, в отличие от Америки, у нас всегда любили больше, поэтому появилась туча анекдотов про Холмса, Ватсона и миссис Хадсон. Вот один из них: сидят у камина Шерлок Холмс и миссис Хадсон. Шерлок Холмс говорит:
- Миссис Хадсон, подайте, пожалуйста, бренди!
- Бог подаст.
- Бога нет, миссис Хадсон!
- Бог есть, мистер Холмс!
- Бога нет!
- Нет Бога - нет бренди!!!
Наш дворецкий Константин в сериале "Моя прекрасная няня" тоже когда-то служил в посольстве в Англии, о чем не забывает упоминать на каждом шагу. В связи с этим создатели подарили ему английское чувство юмора, галстук на фартуке и любовь к благородным напиткам. Надо сказать, что в Константине воплотились мечты наших нуворишей - благородный дворецкий со знанием языков, литературы, к тому же на все руки мастер. Однако, чтобы соответствовать такому дворецкому, хозяину надо быть, по крайней мере, тем же принцем Кентским. Ей богу, Максим Викторович на фоне Константина очень часто проигрывал, не говоря уже о реальных "господах". Они все как уехали в Париж в 1917 году, так больше и не вернулись…
Что мы имеем на сегодняшний день? Ни слуги-няньки, ни слуги-чопорного, ни, упаси бог, слуги-афериста в чистом виде! Кругом одни агентства, поставляющие незамысловатых слуг с "лица неясным выраженьем", и хорошо, если они кое-как справляются со своими обязанностями. В пределах Москвы на прислуживающих должностях трудятся граждане Украины и Молдовы. Их так много, что тип "няни Вики" пришлось запечатлеть в бессмертном сериале. Впрочем, нанимать украинок - вчерашний день. Многие давно уже могут позволить себе филиппинок или таек. Они гораздо услужливее, да и фамильярничать с ними не с руки - как-никак настоящие иностранные граждане, -- и это снимает много проблем. В общем, отношения хозяин -- слуга в апогее своем сводятся к выдаче денег в обмен на услуги. Никакого тебе драйва и самопожертвования. А если в России еще и профсоюзы слуг появятся? Где ты, Арина Родионовна?!
Лиза НИКИТИНА
Эх, были слуги когда-то, не то, что нынешнее племя! Целый штат прислуживал одному господину. Лакеи, дворецкие, кучера, секретари, а если копнуть глубже - постельничие! (Не думайте ничего плохого, постельничий - это боярин, который следил за чистотой и убранством царской постели!) А какие характеры были, какие типажи!
Куда все это делось, спросите вы. Ну, во-первых, отменили крепостное право. Во-вторых, сегодняшний мир стремительно демократизируется, и никого не шокирует тот факт, что принц Кентский совершает автопробег через всю Россию без сопровождения камердинера, один на один со стальным конем! И все-таки что-то щемит в сердце, когда читаешь письмо няни Арины Родионовны, написанное ее питомцу - Александру Сергеевичу Пушкину (под диктовку няни писала Анна Николаевна Керн):
"Любезный мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна, вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши Петербургские летом не будут, они (все) едут непременно в Ревель. Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочик, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родивоновна".
Слуга-нянька.
Арина Родионовна относилась к тому типажу, который можно назвать условно слуга-нянька. Пушкин еще раз обратился к нему, когда писал "Капитанскую дочку". Ему представлялся идеальным патриархальный уклад с его верными заботливыми слугами -- почти что членами семьи. Кроме того, няня проводила с малышом-Пушкиным гораздо больше времени, чем родители, и это естественным образом отразилось потом в его творчестве. Дядька Савельич из "Капитанской дочки" следует за своим барином, как нитка за иголкой, и даже не столько по обязанности, сколько по велению души. С сегодняшней точки зрения Савельич воспринимается не как слуга, а скорее, как ворчливый дедушка, с тревогой всюду поспевающий за свом внуком. Перед виселицей, на которой собираются повесить Петрушу Гринева, Савельич падает в ноги Пугачеву: "Отец родной! -- говорил бедный дядька. -- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!" То есть, не задумываясь, Савельич отдавал жизнь за своего барина. Отдаст ли ее кто-то из нынешних слуг? Разве что телохранитель, ну так за это ему и платят, в отличие от бедного Савельича. В романе "Унесенные ветром", а потом и в фильме, по нему поставленном, действует некая Мамушка (Мэмми). "Пожилая негритянка необъятных размеров с маленькими, умными, как у слона, глазками и черной лоснящейся кожей чистокровной африканки была душой и телом предана семейству О'Хара и являлась главным оплотом хозяйки дома, грозой всех слуг и нередко причиной слез трех хозяйских дочек". Она обожала свою госпожу Скарлетт и гордилась ею. Видимо, и американцам по душе был патриархальный уклад, даром что писался роман спустя сто лет после "Капитанской дочки".
Слуга чопорный.
На ум сразу приходит английский дворецкий, о котором у нас ходит столько анекдотов. ("Темза, сэр!.." и т.п.) Добрая старая Англия породила целую вереницу чопорных слуг, обживающих главным образом пространство XVIII-XIX веков. Вспомним Бэрримора из "Собаки Баскервилей": "Бэрримор… почтительно склонился перед нами, как и подобало хорошо вышколенному слуге. Наружность у него была незаурядная - высокий, представительный, с окладистой черной бородой, оттенявшей бледное благообразное лицо". Предки Бэрриморов служили предкам Баскервилей, и в конце концов слуги стали чем-то похожи на господ.
В России вы не найдете массовых упоминаний о чопорных слугах. Во-первых и снова - крепостное право, когда стиралась личность подневольного человека, во-вторых, менталитет русского слуги был крайне противоречив: либо крайнее обожание и желание пожертвовать собой, либо -хитрость, холопство и лизоблюдство. Поэтому, наверное, русские господа заказывали бонн и лакеев из европейских стран. Помимо знания языка, достоинством зарубежных слуг было то, что они держали хоть какую-то дистанцию между собой и хозяином, не ввергая детей в искушение покомандовать, покричать и поунижать, что спокойно мог допустить русский персонал.
Слуга-аферист.
Слуга, который вертит господином, как хочет, в уме часто его превосходит и, бывает, даже не скрывает этого. Особым проворством отличались галльские слуги. В XVIII веке появилась трилогия Бомарше с главным героем Фигаро, а Моцарт, кстати, сочинил по одной из пьес оперу. Бомарше столь язвительно распек общество, что пьесы даже пытались запретить. Такие слуги, как Фигаро, приближали французскую революцию 1789 года. Уж слишком вольны они были. Причем прекрасно себе рефлексировали безо всяких там русских штучек типа "вы наши господа, мы - ваши холопы, низко бьем вам челом" и прекрасно сознавали, что слуга как раз бывает довольно-таки умнее господина. Фигаро у Бомарше говорит в своих монологах: "Думаете, что если вы -- сильный мира сего, так уж, значит, и разумом тоже сильны?" Или: "Я находился в толпе людей темного происхождения, и ради одного только пропитания мне пришлось выказать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми Испаниями!"
У нас Бомарше читают только студенты филфака, но фильм "Собака на сене" по пьесе испанца Лопе де Вега видели все. Дело там происходит за полторы сотни лет до появления "Фигаро", но слуга Тристан такой же смекалистый интриган, разве что погрубее цирюльника. Он называет себя по отношению к Теодоро как "ножны этого кинжала", "рукоятка этой шпаги", а на деле вертит сюжетом, как опытный кукловод марионетками. И, посмотрев фильм, не знаешь, что лучше - нерешительность благородного Теодоро, распевающего козлетоном романсы, или грубое вранье коренастого Тристана, приведшее к такому замечательному результату…
Сегодняшние времена располагают к тому, что трудиться и плести аферы - ни к чему. Достаточно выпустить книжку вроде "Как я служила няней у Николь Кидман" или "Что на самом деле представляет из себя семья Стинга", и ты обеспечен до конца дней своих. Поэтому разумные богачи требуют у слуг, перед тем как те подпишут контракт, подписать еще и маленькое обязательство не разглашать тайны дома под угрозой судебного преследования.
Слуга-тунеядец.
Захар из "Обломова", Осип из "Ревизора", кучер Селифан и лакей Петрушка из "Мертвых душ". Все эти товарищи не любили трудиться и с крайней неохотой исполняли свои прямые обязанности. В самом деле, на дворе свирепствовало крепостное право и - хоть заработайся! - ничего в положении их не изменилось бы. Вполне разумный тунеядский подход слуг к существующему положению вещей весьма тревожил классиков, и они, хотя и любовно, заклеймили их в своих произведениях. Захар целыми днями полеживал на лежанке в некоторой близости от дивана своего господина Ильи Ильича и был весьма недоволен, когда Обломов тревожил его, а последний проделывал это часто. Вот как полифонически описывал Гончаров процесс вставания Захара со своего одра: "…Захар повернулся, как медведь в берлоге, и вздохнул на всю комнату… Он начал понемногу всхлипывать, сипенье и хрипенье слилось в этот раз в одну, невозможную ни для какого инструмента ноту, разве только для какого-нибудь китайского тонга или индийского тамтама". Весь этот дивертисмент исполнялся для Обломова, и целью его было показать крайнее отвращение Захара к какому бы то ни было действию. Впрочем, он был добр и позволял ребятне щипать себя за бакенбарды…
И ведь что интересно - с освобождения большей части населения России прошло 146 лет, а "захаровские" привычки у населения остались, в том числе и у обслуживающего персонала! Каждый норовит побольше полежать, но побольше получить. Вот как отразилось это подлое крепостное право на характере русского человека!
Слуга ироничный.
Своей ироничностью прославились английские слуги (исключая бледного Бэрримора) - вспомнить хотя бы экономку миссис Хадсон из "Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Кстати, играла ее Рина Зеленая, которая и в жизни имела прекрасное чувство юмора. О своей работе в сериале она отзывалась так: "Я первый раз в жизни сыграла мебель", имея в виду, что дали ей совсем немного слов. Сыграли актеры прекрасно, да и Англию, в отличие от Америки, у нас всегда любили больше, поэтому появилась туча анекдотов про Холмса, Ватсона и миссис Хадсон. Вот один из них: сидят у камина Шерлок Холмс и миссис Хадсон. Шерлок Холмс говорит:
- Миссис Хадсон, подайте, пожалуйста, бренди!
- Бог подаст.
- Бога нет, миссис Хадсон!
- Бог есть, мистер Холмс!
- Бога нет!
- Нет Бога - нет бренди!!!
Наш дворецкий Константин в сериале "Моя прекрасная няня" тоже когда-то служил в посольстве в Англии, о чем не забывает упоминать на каждом шагу. В связи с этим создатели подарили ему английское чувство юмора, галстук на фартуке и любовь к благородным напиткам. Надо сказать, что в Константине воплотились мечты наших нуворишей - благородный дворецкий со знанием языков, литературы, к тому же на все руки мастер. Однако, чтобы соответствовать такому дворецкому, хозяину надо быть, по крайней мере, тем же принцем Кентским. Ей богу, Максим Викторович на фоне Константина очень часто проигрывал, не говоря уже о реальных "господах". Они все как уехали в Париж в 1917 году, так больше и не вернулись…
Что мы имеем на сегодняшний день? Ни слуги-няньки, ни слуги-чопорного, ни, упаси бог, слуги-афериста в чистом виде! Кругом одни агентства, поставляющие незамысловатых слуг с "лица неясным выраженьем", и хорошо, если они кое-как справляются со своими обязанностями. В пределах Москвы на прислуживающих должностях трудятся граждане Украины и Молдовы. Их так много, что тип "няни Вики" пришлось запечатлеть в бессмертном сериале. Впрочем, нанимать украинок - вчерашний день. Многие давно уже могут позволить себе филиппинок или таек. Они гораздо услужливее, да и фамильярничать с ними не с руки - как-никак настоящие иностранные граждане, -- и это снимает много проблем. В общем, отношения хозяин -- слуга в апогее своем сводятся к выдаче денег в обмен на услуги. Никакого тебе драйва и самопожертвования. А если в России еще и профсоюзы слуг появятся? Где ты, Арина Родионовна?!
Лиза НИКИТИНА
0 коммент.:
Отправить комментарий