среда, 3 августа 2011 г.

Его прославила чума.

В 2008-м исполнится 505 лет со дня рождения Нострадамуса.
Сплошное несчастье.
Своему сыну Цезарю ясновидец не предрекал ничего хорошего: голод, болезни, войны и все большая нищета вплоть до полной погибели. Предстоящие несчастья прописаны в сотнях мистических четверостиший. "И это в незавершенном виде, места, времена и сроки установлены не окончательно", -- прямодушно признавался сам провозвестник. Но это делает пророчества еще более захватывающими.
Цезарю было всего два года, когда отец написал ему мрачное письмо. Много длинных фраз на громоздком французском с обрывками латыни. Все без единого абзаца и со знаками препинания, рассыпанными, будто соль из солонки. Разумеется, малыш еще ничего не понимал. Но ему можно было не торопиться, так как прогнозы касались будущих поколений. "Наступит время, и человеческое незнание исчезнет, случайности станут очень редки". Когда это будет? Есть едва заметный след: "Пять столетий, плюс посчитать, когда краса своей эпохи внесет ясность великим ударом, что станет радостью этого века".
Пять столетий и еще пять лет после рождения ясновидца почти прошли, однако "плюс посчитать" ничего не проясняет. Войско толкователей со всех божьих стран ищут ключи и знаки, чтобы выйти на след древнего мастера. Но плотный туман из вопросов и спутанных измышлений продолжает окутывать самые знаменитые, спорные и, пожалуй, самые мрачные предсказания, разошедшиеся по планете как пророчества "мастера Мишеля Нострадамуса".

Капли Нострадамуса.
Если при жизни провинциальный ясновидец не особо процветал, то после его смерти его слава обрела почти божественный глянец -- и глянец этот удачно полировали и его сын, и секретарь.
Нострадамус действует на человечество, как валерьянка. Без какой-либо видимой конкуренции его имя сегодня -- словно торговая марка тайных знаний о потустороннем механизме судьбы. Кажется, Нострадамус один обнаружил то, что остается закрытым для обычных людей. Тридцатилетнюю войну, таких палачей, как Наполеон и Гитлер, экономические кризисы, СПИД и теракты. Он знал все! -- говорят одни. Он прототип шарлатана! -- возражают другие. Но и через половину тысячелетия имя мастера не утратило свою соблазнительную силу.
"Будет великий удар грома, два брата будут повержены, с летящим огнем наступит хаос во время праздника. Начнется Третья мировая война, когда сгорит большой город". Облака из пыли и дыма еще витали над Манхэттеном, когда эти и похожие строки всплыли в Интернет. Вскоре после теракта 11 сентября слово "Нострадамус" стало самым часто употребимым в поисковых машинах интернета -- во всем мире глубоко израненная и неуверенная коллективная человеческая психика взывала к помощи и надежде. Разве никто ничего не знал? Разве пророки не говорили что-то, когда даже спецслужбы оказались бессильны? И тогда всплыло: "Да, он снова предвидел это!"
Хотя в действительности речь идет о фальшивке, мешанине из вырванных из контекста строк. Если уж и согласуется что-то с оригинальным ясновидением француза, то, пожалуй, только это: "С летящим огнем, придет коварное нападение и приведет в замешательство великого осажденного вождя: внутри возникнет такое смятение, что преследователи отчаются" Это 34-й катрен из "Центурии VI". Звучит не так уж и дальновидно.
Как горячие пирожки.
Предсказатели пользуются спросом прежде всего в кризисные времена. Мы, похоже, погрязли в этом вечном кризисе. До сих пор блестяще распродаются не только произведения мастера, но и то, что другие, прочтя их, истолковали и дофантазировали. О Нострадамусе можно найти больше тысячи трудов на английском, около 200 книг и десятки видеофильмов, а также запутанные сайты с прогнозами для почти всего, от климатического шока до Третьей мировой. И, естественно, каждый последующий пророк находит истинный ключ к произведениям мудреца. Эксклюзивный и строго секретный.
Между тем труды мудреца пришли и на Восток: во время так называемого Нефтяного кризиса 35 лет назад произведения Нострадамуса впервые достигли Японии -- и сразу стали бестселлером. Второй бум последовал с первой Иракской войной в 1991-м, третий -- непосредственно перед сменой тысячелетий. Всего за год в Японии появилось более 30 книг. Похоже, Нострадамус - это интеллектуальный феномен, причем для всех эпох.
Де ностра домина.
…Была среда 14 декабря 1503, когда Ренье де Сант-Реми родила на свет своего первого сына Мишеля. Семья была состоятельной. Супруг Жаме успешно торговал и через пару лет после рождения своего первенца стал стряпчим. Хотя у него не было юридического образования, но талантов хватило на изготовление латинских грамот и юридических рукописей. Под каждым документом он гордо ставил придуманную им же печать: "A me Jacobo de nostra domina". Дети также пошли его путем. Жан, на четыре года моложе Мишеля, стал почтенным адвокатом, Бертран -- богатым торговцем, Энтон -- даже консулом в своей провинции. И это несмотря на проблематичное происхождение семьи. Они были евреями.
Еврейских "марранос" ("свиней") тысячами изгоняли из Испании. Предположительно, предки Мишеля бежали, чтобы укрыться от жестоких преследований. Дед Мишеля по отцовской линии, торговец зерном и ростовщик, первым в своем клане принял христианское имя, назвав себя сначала Пьером де Санта-Мария, затем Пьером де Нотрдам -- кто объединил в своем имени апостола Петра и Божью матерь, мог не беспокоиться за свое будущее в либеральной Франции.
"Michaletus de nostra domina" подписывался его внук в юности: Мишельчик от Нашей Любимой Женщины. В 16 лет он начал учебу в университете Авиньона по базисной средневековой программе, состоящей из грамматики, риторики и логики. Однако следующей ступени не достиг, так как год спустя, в конце 1520-го, в городе разразилась чума. Университет закрыли, а кто еще мог бежать, поспешил в страны, где у людей шансы выжить были лучше. Так начались скитания Мишеля, совсем не романтические годы.
Времена были свирепые. Бушевала не только чума, но и война. Франция воевала против Святой римской империи во главе с новым габсбургским императором Карлом V. Даже климат был жесток к людям: зима 1523 была настолько холодна, что вымерзли все озимые. Как при этом можно было радостно смотреть в будущее?
Астролябия от дедушки.
Позже в одной из своих книг Мишель де Нотрдам написал, что большинство своих молодых лет он провел за изучением фармации. Вероятно, интерес к медицине у Мишеля пробудил его прадед, врач Жан де Сен-Реми. Мишель унаследовал у патриарха из семьи его матери и другую страсть: когда Жан умер, он оставил своему правнуку астролябию, при помощи которой можно было определять и рассчитывать наперед положение звезд.
"Мишельчик", как он называл себя и в 26 лет, записался в самый знаменитый тогда медицинский факультет Монпелье. Но… за знахарство и злые комментарии на занятиях его выставили из университета. И нет никаких свидетельств, что когда-нибудь восстановили. Хотя после того, как Мишель стал знаменит, его иногда - видимо, из лести -- называли доктором. Сам он ограничивался скромным "мастером" и носил простую черную рясу, а не красную мантию дипломированного ученого.
В то время Мишель много читал и путешествовал - по Франции, Италии, Германии. Он навестил всех знаменитых медиков, собрал их медикаменты и методы, которые позже включил в собственную рецептуру. В 1531-м, в 28 лет, наконец-то в его непостоянной жизни появляется стабильность -- благодаря неожиданному браку с Генриеттой д'Энкуссе. На свет появились мальчик и девочка. Семейное счастье было недолгим. Уже через три года после свадьбы жена и дети стали жертвами чумы.
Пир благодаря чуме.
Весной 1546 Мишель де Нотрдам находился в Аикс-эн-Провансе, когда чума разразилась в очередной раз. Местные доктора следовали краткому совету именитых коллег из Тулузы: "быстро прочь, возвращаться как можно позже". Ностредам остался -- и ему предложили договор в борьбе с эпидемией. Черная смерть свирепствовала девять месяцев, кладбища были полны трупами, и их некому было хоронить. В Аиксе Нотрдам разработал рецепт своих ставших знаменитыми розовых таблеток против чумы, в состав которых входили "ароматическое мыло и пахучая вода". От чумы они не помогали, но когда массовая смерть, наконец, прекратилась, Мишель приобрел славу великолепного врача. Тем более что сам он так и не заболел. Чума его возвысила. Личная жизнь также наладилась: 11 ноября 1547 он женился на богатой жене адвоката Анне Понсарде и тремя годами позже переселился в только что отремонтированный дом в Салоне. Верхний этаж Нотрдам перестроил под научный кабинет, включавший маленькую обсерваторию для "друга звезд", как он сам себя называл. В деньгах недостатка не было, ему выплачивали гонорары как целителю от чумы, да и состояние жены было немалым. Во всяком случае, денег было достаточно, чтобы вложить большую сумму в строительство городского канала, который Мишель сам спроектировал. Канал должен был обеспечивать город свежей водой и, таким образом, снижать опасность чумы. Еще сегодня через окрестности Салона тянется система каналов, проложенная Нострадамусом. Он мог бы гордиться этим наследием!
В своем новом научном кабинете Мишель заложил фундамент своей более значимой карьеры. Его интересы разносторонни, палитра тем широка: заметки о египетских иероглифах, советы по уходу за лицом, книга медицинских рецептов. Он много читает, но одно произведение производит на него неизгладимое впечатление: "Книга о природе времени и его переменах" Ричарда Руссо. В ней миру было отведено всего 7000 лет, и конец света должен был наступить в 1789-м.
"Разве вы не видите, что фальшивите?"
Остается открытым, верил ли сам Мишель де Нотрдам в то, что провозглашал. Только в последние полтора десятка лет его жизни возникли труды, принесшие ему мировую славу. В 1550-м он публикует свой первый альманах, за которым следует мода, действующая до сих пор: ход светил должен выдать, что грозит Земле. Первый такого рода труд появился в 1470-м. С тех пор напичканные предсказаниями календари распространились по всей Европе. И довольно успешно: хоть какие-то знания о грядущих катастрофах действовали на людей успокаивающе. В суматохе этих лет, когда колебалась даже традиционная вера, астрология создавала ощущение порядка в хаосе.
Причем с благословения церкви. Папа Лео Х даже учредил кафедру астрологии. Рим ополчился против астрологии только в конце века. И то не в полную силу: хотя "ложная и неосновательная наука о звездах" проклиналась в папских посланиях, но "за исключением службы в сельском хозяйстве, мореплавании и медицине".
Во всяком случае, Мишель Нострадамус -- он латинизировал свое имя к появлению первого альманаха, что должно было подчеркнуть серьезность труда -- мог не опасаться церковного преследования только потому, что он читал по звездам.
Но его недолюбливали другие астрологи. Так, знаменитый Лаурен Видель считал, что астрология предсказывает только тенденции, а не конкретные события. Он писал Нострадамусу: "Не следует предсказывать все эти несчастья, которые пришли Вам в голову и не имеют каких-либо других источников -- так как на каждый год Вы предсказываете чуму, голод и войну. Разве Вы не видите, как часто фальшивите?"
Конечно, это не только критика, но и порция зависти. Мишель становился все популярнее.
Напустить туману.
И вот появились первые фальсификации за подписью Нострадамуса, так как альманахи продавались гораздо лучше, если на них стояло его имя. На почитание публики он отвечал презрением. В одном и том же году Нострадамус не стеснялся публиковать два, а то и три альманаха с противоречивыми предсказаниями. Все пророчества он приписывал себе, однако пользовался античными источниками, охотно цитируя также современников.
Когда Нострадамус заметил, какие проблемы дает ему "чистая" астрология, он искусно выстроил линию обороны. Язык его произведений становился все более туманным. Он убирал некоторые слова, в других переставлял буквы, строил странные грамматические конструкции. Но прежде всего, он встал на позицию "Dieu est sur tous les astres" - "Господь над всеми звездами". Бесстыдно и гениально! В чем его можно будет упрекнуть потом, если из него глаголит дух божий?
Вскоре Мишеля даже приблизили ко двору. Екатерина фон Медичи, супруга Генриха I, почитала Нострадамуса за то, что он якобы предсказал гибель короля на турнире летом 1559-го. "Молодой лев одолеет старого, на арене борьбы на дуэли. В золотой клетке он выколет ему глаз". Действительно, копье по недоразумению пробило королевский глаз и убило властителя. Историки считают это совпадением, но начало исторической славе Нострадамуса было положено.
Здесь близко смерть.
Нострадамус был мучимым подагрой стариком, когда писал свой последний альманах на 1567-й. Его терзали артрит и отеки, дышать становилось все труднее. В конце июня он записал на краешке одной звездной таблицы: "Hic prope mors est" - "Здесь близко смерть". Вечером 1 июля он сказал своему секретарю пророчество, которое сбылось: "На рассвете ты меня уже не найдешь живым". Утром его бездыханное тело лежало рядом с постелью.
Первое сборное издание пророчеств в стиле мрачных альманахов появилось только в 1568 г., через два года после смерти автора. Позже всплыли новые предсказания, а также непривычные шести-, а не четверостишия, предположительно, незаконченные, найденные где-то в научном кабинете в Салоне. Сохранили полное наследие ясновидца его сын Цезарь и его преданный секретарь Жан де Шавиньи. Последний издал также "официальную" биографию мастера, добавив легенды, зародившиеся еще при его жизни. Семена были брошены.
Сбылось и еще одно пророчество Нострадамуса: "Вопреки тем, кто часто желал мне смерти, -- своенравно писал он в 1557 в предисловии к альманаху, -- когда я буду мертв, мое имя будет жить во всем мире".
Эпоха Нострадамуса -- крушение мира.
XVI век ознаменовался войнами, эпидемиями, крушением старых порядков. И прорывом мыслителей и открывателей.
Политика и экономика.
С расширением европейского влияния на Запад (Америка с 1492-го), с Востока исходила большая угроза: в 1453-м османы взяли Константинополь, в 1529 г. турки стояли под Веной. Габсбург Карл V был "римским" императором и тщетно пытался удержать от распада империю, простершуюся от Испании и Италии до Нидерландов и Германии. В торговле, промышленности и финансах доминируют европейские торговые дома.
Церковь.
В 1521 папа Лео Х отлучил от церкви Мартина Лютера. Парижская Сорбонна отправила на казнь своих учителей, во Франции началось преследование местных протестантов (позже названных гугенотами). Король Генрих II, которому Нострадамус посвятил свои пророчества, в 1559-м издал указ, предписывающий смертную казнь за ересь. И все-таки раскол церкви нельзя было остановить, так как религиозные выступления были связаны с политическими интересами.
Наука.
В 1543-м появился труд Николы Коперника, доказывающий, что не Земля, а Солнце стоит в центре планетной системы. После этого произошло радикальное философское переосмысление, многое поставившее под вопрос. Полученные при исследованиях знания все больше заменяли провозглашенную веру. Одновременно расцвела астрология, так как новому мышлению не противоречило то, что судьбу можно прочесть по звездам.
Искусство.
Как и во многих областях науки, тон в искусстве задавала Италия. Не в последнюю очередь из-за того, что беженцы из оккупированного Константинополя способствовали возрождению ("ренессансу") античных ценностей. Это время Леонардо, Микеланджело и Дюрера.
Считается, что Нострадамус предсказал:
* Французскую революцию,
* Наполеона и Гитлера,
* Отречение от английского престола Эдварда VIII,
* Вторую мировую, высадку союзников в Нормандии,
* Атомную бомбу на Хиросиму: "Беги от ужаса сжигаемого"
* Основание Израиля, Холодную войну, Кубинский кризис,
* Убийство Кеннеди,
* Убийство Папы Иоанна Павла I на 33 день правления, покушение на Папу Иоанна Павла II,
* Эпидемию СПИДа,
* Гибель принцессы Дианы,
* Теракт 11 сентября,
* Войну в Ираке.
* Затмение 1999 года. "Год 1999, седьмой месяц. С неба придет великий король ужаса". Ошибся, правда, на месяц. Затмение случилось в августе.
А это нам от Мишеля де Нотрдама на ближайшее будущее:
* "Когда год обернется к великому седьмому числу, Это появится во время игр Гекатомбы, Близко от большого тысячелетия, Когда мертвые выйдут из своих могил".
Этот катрен 74 Центурии X поклонники Нострадамуса сейчас толкуют как пророчество Олимпиады-2008. "Близко к большому тысячелетию" - вскоре после 2000 года; "Обернется к 7 числу" - когда закончится год с цифрой 7 в конце, т.е. в 2008-м; "игры Гекатомбы" - Олимпиада (на самом деле "гекатомбой" назывались древнегреческие публичные жертвоприношения перед открытием состязаний атлетов). А "Это", которое появится во время Игр - некий представитель древних тайных культов, о котором идет речь в других катренах и который имеет отношение к некромантии.
* На 2010-2012 годы придется начало мировой войны.
* Новый ледниковый период: "Землю и воздух заморозит великое море".
Софья АЛЕКСАНДРОВА

0 коммент.:

Отправить комментарий