среда, 3 ноября 2010 г.

Дух сэра Артура взывает из астрала

"Большого сердца, большого роста, большой души человек..."
Джером К. Джером

А и в самом деле? Почему создатель несравненного Шерлока Холмса, доктор медицины, выдающийся военный аналитик, -- автор шеститомной "Британской кампании во Франции", -- почему этот умнейший, судя по всему, человек вдруг увлекся спиритизмом -- любимым занятием старых дев и одиноких графоманов? И что сказал бы Шерлок Холмс, узнав об этом?
Наверное, повторил бы один из своих тезисов: "Реальная действительность -- достаточно широкое поле для моей деятельности, с привидениями ко мне пусть не адресуются".
Но похоже, Конан Дойл, в отличие от своего героя, не был ни материалистом, ни рационалистом. Особенно во второй половине земной жизни. "Старый конь долго тащил тяжелый воз", и путь его пошел под уклон. Стареющему, но еще очень энергичному писателю пришлась впору мысль, что короткая жизнь и мучительная смерть -- еще не конец всему, что есть неизведанные области применения удивительной энергии человеческой души. Может, потому он принял активное участие в движении, которое скомпрометировало себя бесконечными подлогами, обманами, шарлатанством...
Тайны круглого стола
Дойл родился в Эдинбурге в мае 1859 года в семье с ирландскими корнями. Образование получал сначала в иезуитском колледже Стонихерст (графство Ланкашир), потом в Эдинбургском университете на медицинском факультете.
Во время англо-бурской войны Конан Дойл служил в британской армии в качестве хирурга. Вернувшись к мирной жизни, занялся частной практикой.
Но медицина не приносила финансового процветания, и доктор Дойл начал писать. Вскоре он стал настолько успешным писателем, что оставил медицину ради литературы. Помимо историй о Шерлоке Холмсе сэр Артур Конан Дойл, потомок Болдуина д'Ойле, сподвижника Ричарда Львиное Сердце, писал исторические романы: "Мика Кларк", "Белая компания", "Бригадир Жерар", "Сэр Найджел", "Родни Стоун" -- и научно-фантастические романы: "Затерянный мир", "Отравленный пояс", "Марракотова бездна". Но вдруг оставил сочинительство и в последние 15 лет писал только на темы спиритизма и мистицизма.
Первое знакомство Артура Конан Дойла с оккультными науками произошло в то время, когда он был практикующим врачом в Саутси.
В 1885 году его пригласили на спиритический сеанс с вращающимся столом в дом одного из пациентов, генерала Дрейсона, где происходили явления столь удивительные, что Дойл усомнился в честности медиума и разумности присутствующих. Тем не менее, происходящим заинтересовался.
Потом ему удалось побывать на нескольких сеансах одного из самых известных медиумов того времени -- Дэниела Хоума. Именно тогда Дойл начал по-настоящему интересоваться мистицизмом. Вскоре он присоединился к Обществу исследователей духовного мира и провел серию экспериментов с миссис Балл. Эти опыты убедили сэра Артура в реальности телепатии, поскольку он сам отвечал за чистоту экспериментов.
С началом Первой мировой войны 55-летний сэр Артур готов был снова идти на фронт добровольцем. Но его прошение было отклонено. Зато в составе английского военного флота плавал траулер "Конан Дойл". Кроме того, сын, брат, два племянника и зять писателя ушли на фронт. Погибли все. Сын Кингсли был ранен на Сомме в горло и умер от пневмонии перед самым перемирием.
И душа с душою говорит
Дойл не мог примириться с невосполнимостью потерь. Эта война -- последняя, как он наивно полагал, -- "принесла великое очищение, открыла ворота в обетованную страну смерти, оклеветанную трусами и клерикалами. Необходимо было пробудить человечество от сплетен за чаем, от субботнего пьянства, эгоистичного политиканства, теологической болтовни".
Через год после смерти сына Кингсли Дойл с помощью медиума имел счастливую возможность поговорить с ним. "Это был голос моего сына. И он затрагивал вопросы, о которых медиум не мог знать".
Осенью 1916 года Конан Дойл получил через медиума спиритическое сообщение от брата своей жены Малькольма Леки, убитого на войне. Потом сэра Артура посетили духи его матери и племянника. По его словам, он "видел их так же ясно и отчетливо, как в жизни!". Если до войны Конан Дойл интересовался спиритизмом лишь в силу многостороннего своего любопытства, то теперь он уверовал в новую религиозную практику окончательно и бесповоротно.
В расцвете литературной карьеры, в возрасте 58 лет, писатель перестал сочинять истории о Шерлоке и полностью отдался пропаганде основных положений спиритизма.
"Отношения мира, окружающего нас, искаженного горем, и мира идеального, который я искал так долго, -- чрезвычайно важны, -- объяснял свое увлечение Конан Дойл. -- Осознание этого заставило меня целиком посвятить себя вопросу жизни после смерти".
Будучи членом Общества исследователей духовного мира, Дойл собрал большую библиотеку по вопросам спиритизма. Пополнил ее и своими собственными трудами: "Новое откровение" (1918), "Жизненно важный вопрос" (1919), "Скитания спирита" (1921), "Визит фей" (1922), "Наше американское приключение" (1923), "Наше второе американское приключение" (1923), "Воспоминания и приключения" (1924), "Чтиво спирита" (1924), "Туманная земля" (1926), "История спиритизма" (1926), "Фотография духа" (1924), "Фенис говорит" (1927), "Наша африканская зима" (1929), "Грань неизвестного" (1930).
Но книг ему было мало. Дойл начал разъезжать по свету с лекциями. Просвещая и утешая.
"Там, на "другой стороне", -- уверял он и читателей, и слушателей, -- злобный муж и сварливая жена перестанут досаждать друг другу. Там все будут жить в покое и довольстве, наслаждаясь музыкой и красотой... Не будет ни бедных, ни богатых".
Сперва он посетил основные города Великобритании, затем съездил в Австралию и Новую Зеландию. В начале 1922 года отправился в Америку и посетил восточные штаты, а на следующий год доехал до Калифорнии. В 1928 году выступал с лекциями по спиритизму в Северной Европе.
Во время этих путешествий Дойл собирал огромные толпы слушателей. В качестве иллюстраций к своим лекциям Дойл демонстрировал фотографии духов, которые он делал и проявлял сам. Он никогда не опровергал мнения о существовании обмана и мошенничества. Знал, что ни одно политическое или религиозное движение не застраховано от активного участия пройдох и спекулянтов. Но верил в существование честных медиумов. Верил, что ушедшие на другую сторону бытия через них пытаются помочь своим близким.
В одной из своих последних записанных речей Дойл так ответил на вопрос "Что люди получают от спиритизма?": "Прежде всего, человек освобождается от страха смерти. Во-вторых, он обретает связь с умершими близкими. Не стоит бояться вызывать их из потустороннего мира. Они много раз заявляли, что не приходили бы к нам, если бы на то не было Божьей воли, и что они рады помочь, утешить, рассказать о своей счастливой жизни в мире, в котором суждено оказаться и нам".
Приверженность к спиритизму недешево обошлась Конан Дойлу. На это он потратил много усилий, физических и эмоциональных. Более того, из-за увлечения спиритизмом он отказался от своей литературной карьеры и потерял что-то порядка 200 тысяч фунтов, что тогда было огромными деньгами.
Не избежал сэр Артур и участия в конфликтах, связанных с обвинениями в мошенничестве. В 1922 году, когда Общество исследователей духовного мира оказалось вовлеченным в скандальную историю с фотографом-спиритом Уильямом Хоупом, Конан Дойл встал на защиту фотографа. В результате он поссорился с представителями Общества и отказался от членства в нем.
Дойл был президентом Лондонского сообщества спиритов, когда медиума миссис Кантлон обвинили в занятии предсказанием судеб и предъявили иск на 800 фунтов. Писатель опубликовал решительный протест против преследования спиритов и возглавил делегацию представителей Общества к государственному секретарю Великобритании Клайнсу. А неделю спустя умер.
Перед смертью, чувствуя ее приближение, сэр Артур сказал: "За всю жизнь мою у меня было много приключений. Но самое сильное и удивительное ждет меня теперь".
В астральном мире грядет катастрофа
Доктор Л. Крантон, муж Марджери Крантон, знаменитого медиума из Бостона, в некрологе на смерть Конан Дойла, заявил, что сэр Артур по-прежнему остается в строю: "7 июля 1930 года он перешел рубеж, покинул мир времени, чтобы служить в новой области. В этом у нас нет сомнения".
В это верили и многие другие медиумы по обе стороны Атлантики. И время от времени сообщали о том, что имели контакт с его духом.
Вот сокращенный текст послания сэра Артура, полученного через медиума в 1983 году путем автоматического письма.
"Я приветствую вас и хотел бы представиться. Меня зовут Артур Конан Дойл, и я весьма доволен тем, что у меня снова появилась возможность издаваться. Конечно, с тех пор как я умер, меня следует считать писателем-призраком. Но, поскольку некоторые из моих лучших друзей тоже призраки, я полагаю, что все в порядке. А теперь перейдем к тому, о чем я хочу вам поведать. Мы здесь, по "другую сторону черты", весьма обеспокоены состоянием дел в сегодняшнем мире. Мы много и усердно трудились над тем, чтобы указать на опасность, таящуюся в будущем, но до сих пор многие из вас не вняли. Для того чтобы предотвратить катастрофы, которые надвигаются в астральном мире, люди должны услышать и принять духовные истины. Откройте свой разум и распахните сердца. Обратитесь к подсознанию, погрузитесь в тишину и прислушайтесь к внутреннему голосу.
Нужно, чтобы все человечество повернулось лицом к своим духовным нуждам. И я передаю каждому из вас эту миссию. Вы должны распространять духовные истины среди тех, кто рядом с вами, невзирая на то, что некоторые откажутся прислушаться. Отложите страхи. Осознайте, что вы действительно знаете о существовании более великом, чем то, в котором живете сейчас. В жизни есть несколько определенных вещей, и смерть одна из них. Неведение о смерти -- разрушительно.
Я благодарю моего посредника за позволение написать эти слова. Я буду приходить снова время от времени, поскольку моя миссия заключается в том, чтобы учить людей.
Искренне ваш,
А. Конан Дойл"

Валентина БОГОМОЛОВА

Что движет Солнце и светила?

Спиритизм пытается ответить на традиционно неразрешимые вопросы: есть ли жизнь после смерти? И если да, возможно ли общение с мертвыми?
История возникновения этой весьма спорной доктрины такова. В 1847 году семья фермера Фокса, живущая близ Нью-Йорка, услышала странный стук в стену. Сама собой задвигалась мебель. Дочери фермера -- девочки пятнадцати и двенадцати лет -- сверхъестественным способом почувствовали и сообщили родителям, что в подвале зарыт труп человека, убитого бывшим владельцем. Раскопки подвала подтвердили их правоту. Сенсация облетела все газеты. Сестры Фокс стали профессиональными медиумами, за ними новой и весьма прибыльной специальностью овладели тысячи людей, открывших вдруг в себе феноменальные способности. В 1854 году в Штатах насчитывалось уже свыше десяти тысяч медиумов, а поверили в новую доктрину многие миллионы. Модное увлечение быстро перекочевало и в старушку Европу.
Как водится в подобных случаях, под спиритизм лихо подвели историческую основу: некоторые библейские эпизоды, чудеса, приписываемые египетским жрецам, -- все это объявлялось свидетельствами древней традиции. Когда устами медиумов заговорили апостолы и великие святые, они подтвердили, что общение с духами дозволено Божьим промыслом.
К началу XX века в каждом крупном городе собирались кружки и общества, создавались церкви спиритуалистов и общества психических исследований. Спиритический сеанс стал отличным времяпрепровождением в долгие зимние вечера.
Научные кадры тоже заинтересовались потусторонним феноменом. Знаменитый физик Уильям Крукс считал спиритические увлечения Максвелла и Эдисона обыкновенным чудачеством, но, побывав на демонстрации поразительных телекинетических экспериментов Д. Хоума, когда тело медиума поднималось к потолку и плавно опускалось, ученый серьезно призадумался над непогрешимостью основных законов природы. Он предположил существование в человеческом организме неведомой энергии, более или менее родственной электричеству и магнетизму. Правда, режим функционирования и параметры гипотетической энергии ему установить не удалось. Впрочем, другим исследователям тоже.
Усиленно отрицаемое материалистами "потустороннее" властно ворвалось в прагматический мир очень вовремя. Научный тоталитаризм второй половины XIX века, основанный на трудах Фурье, Дарвина, Спенсера, выдвинул надежную, но очень скучную схему бытия. В материальном мире есть только материя, и вне ее ничего не существует. Искусство, религия и метафизика, тяготеющие к необъяснимой трансцендентности бытия, -- средневековые реликты, которые исчезнут под воздействием естественного отбора. Красота и нравственность -- феномены материального бытия и возникают в процессе удовлетворения скромных телесных потребностей. На соответствующей стадии технического прогресса человечество достигнет состояния разумного счастья. К сожалению, преходящего, поскольку Земля и Солнце когда-нибудь остынут, превратятся в мертвые шары. До тех пор, пока какая-нибудь непонятная сила вновь не приведет в движение весь этот бильярд.
Новое массовое увлечение уничтожало позитивизм, обрекающий человека на бессмысленное прозябание на бессмысленном кусочке глины, затерянном в бесконечном космосе. Ясновидцы, духовидцы, операторы транснормальных посланий посягнули на смерть как составляющую кругооборота материи в природе. Взамен они предложили понятия, в материальный мир никак не вписывающиеся, -- дух, душа...
Спустя век, невзирая на технический прогресс и развитие информационных технологий, разнородные феномены, входившие в сферу спиритизма, не развеялись как дым. Только теперь это все -- вызывание духов, телепатия, телекинез, радиостезия -- называется парапсихологией и экстрасенсорикой.

Уловка Дойла
Гарри Гудини, знаменитый американский фокусник, был другом сэра Артура Конан Дойла, но весьма скептически относился к спиритизму и использовал всякую возможность, чтобы разоблачить шарлатанов.
В 1922 году, когда Дойл приехал в Америку с циклом лекций, его пригласили посетить заседание американского общества фокусников. Сэр Артур боялся, что Гудини и его коллеги используют эту возможность, чтобы посмеяться над его увлечением спиритизмом. Однако на встречу пришел.
Установил кинопроектор, повесил экран и заявил: "Я не буду давать никаких объяснений по поводу того, что собираюсь показать. Эти материалы не имеют отношения к оккультизму. Это продукт соединения воображения и силы материализации. Воображение исходит от меня, материализация -- из другого источника".
Погас свет и включился проектор. Внезапно на экране появилось изображение живых доисторических динозавров. Присутствующие были поражены. На следующий день в "Нью-Йорк Таймс" вышла статья под заголовком "Динозавры на кинопленке Дойла".
"Спирит поражает всемирно известных магов таинственной пленкой с доисторическими бестиями. Древние монстры ведут себя как живые, дерутся, играют...", -- писал автор.
Только после выхода этой статьи Дойл раскрыл тайну. Оказалось, что он продемонстрировал пробные кадры из готовящегося к съемкам фильма Уиллиса О'Брайна по роману "Затерянный мир".

Танцевали феи на лугу

Чрезвычайное известие взволновало всю страну -- в английской деревушке Коттингли две девочки сумели сфотографировать фей.
В декабре 1920 года лондонский журнал "Стренд мэгэзин" опубликовал странные фотоснимки, на которых с достаточной ясностью можно было разглядеть маленьких человечков -- фей и гномов. Фотографии были сделаны двумя девушками в публичном парке Коттингли, близ Бредфорда, графство Йоркшир.
Когда фотодокументы попали в руки Конан Дойла, он попросил лучших фотографов Англии проверить их подлинность. Эксперты заявили, что все клише были подретушированы, однако маленькие фигурки на фоне леса вполне настоящие, заметно даже, что они двигались во время съемки.
После этого Конан Дойл уверовал в существование фей и даже поручился в этом своей профессиональной репутацией. Потому что "наивные деревенские девочки не умеют лгать".
Пять фотографий, о которых идет речь, были отсняты в два приема. Первые два снимка сделала весной 1917 года Элси Райт. На одном из них видна ее двоюродная сестра Френсис Гриффитс, десяти лет, которая сидит в траве в окружении группы из четырех танцующих фей. На другом снимке изображена сама Элси с маленьким гномом. Однако никто, кроме этих девочек, не встречал в упомянутом парке ни гномов, ни фей.
Когда же пресса раструбила об этой истории, возник эффект снежного кома: многие другие дети тоже принялись публично заявлять, что иногда играют с маленькими человечками.
Несмотря на уверения Конан Дойла в подлинности фотографий, сомнения все-таки  возникали. Тогда Конан Дойл решил заказать новые фотографии. В августе 1921 года он дал Френсис и Элси новую камеру с двадцатью пластинками, которые заранее хитро пометил, опасаясь подмены. И "дело фей" пошло развиваться дальше. Из Коттингли пришла посылка с негативами. На новых снимках духи были почти не различимы. Тем не менее их изображения тоже были напечатаны в журнале "Стренд мэгэзин".
Я верю в маленький народец
В 1922 году Конан Дойл опубликовал книгу под названием "Визит фей", где описывал этот феномен, а также другие случаи явления сверхъестественных существ. "Доказательств вполне достаточно, чтобы подтвердить эту истину: маленький народец существует", -- категорически заявлял он.
Представленных туманных снимков хватило, чтобы сэр Артур уверовал в то, что "есть целый народец, который может быть столь же многочисленным, как и человеческий род, который ведет свою собственную жизнь и отделен от нас неким различием в вибрациях". Странное свечение на одном из пяти опубликованных фотоснимков он счел за магнитное сияние или солнце, сотворенное самими феями, которые, конечно же, "обладают способностью восстанавливать жизненную силу и энергию".
Дело о феях приобрело такую известность, что стали организовываться целые экскурсии в Коттингли. Привезли туда и известного в те времена ясновидящего Джоффри Ходсона, который пристально посмотрел вокруг и подтвердил, что на астральном уровне видел одну из них: "Я убежден в правдивости девушек. Я провел несколько недель с ними и с их семьями и смог убедиться в подлинности их дара ясновидения и совершенной честности. Также я сам видел фей в долине Коттингли".
А компьютер против
Физик и пионер парапсихологии сэр Оливер Лодж пытался остаться на разумной точке зрения. Он заявил, что, "не прибегая к обвинениям кого бы то ни было в мошенничестве, наиболее простой гипотезой представляется следующая. Впечатлительная девушка, которая любила играть и изображать разные вещи, могла с вполне невинными намерениями попытаться разбудить фантазию своих подруг, показывая им сделанные ею фигурки, а потом их же сфотографировать".
Со временем стало ясно, что у этой гипотезы есть свои основания. Те, кто взахлеб рассказывал историю фей в Коттингли, упускали из виду то, что Элси в то время занималась в студии фотографии и даже фальсифицировала по заказу некоторые фотоснимки.
В начале 80-х годов в "Бритиш джорнэл оф фотографи" появилась статья, в которой утверждалось, что Френсис Уэй и Элси Хилл (имена и фамилии авторов снимков после замужества) в конце концов признались в том, что четыре снимка все же были сфальсифицированы. Романтично настроенные девочки постоянно твердили, что видят фей, и так как никто им не верил, они сделали из картона двухмерные фигурки, взяв за образцы иллюстрации из "Книги подарков принцессы Марии", опубликованной в 1915 году. Когда история получила огласку, им пришлось продолжать держаться своей версии до конца. На вопрос о подлинной фотографии они ответили, что фея на одной из них, пятой, там, где виден какой-то кокон, который Дойл назвал "магнитным сиянием", не подделана.
Решающая проверка была проведена Робертом Шифером. Он использовал компьютерные технологии, которые обычно употребляются для анализа спутниковых фотографий. И выдал заключение: ни одна из фигур фей на снимках не является трехмерной (предположительно изготовлены из картона), за исключением фигуры гнома на второй фотографии, который, вероятно, был чем-то наподобие статуэтки. На фотографии номер четыре даже видны веревочки, с помощью которых держались картонные фигурки. Пятая фотография, подлинность которой с таким жаром отстаивали сестры, получилась благодаря ошибочной двойной экспозиции. Так была, наконец, разоблачена эта чистой воды мистификация.

Не все тайны Баскервиль-холла разгаданы

Это преступление вполне могло бы заинтересовать лучшего сыщика всех времен и народов. Преуспевающий писатель крадет идею рассказа у своего друга и затем, страшась обвинения в плагиате, убивает его. Правда, на сей раз в роли подозреваемого оказался сэр Артур Конан Дойл -- создатель Шерлока Холмса. И потому следствие поручено не ему, а сотрудникам Скотланд-Ярда, над скудоумием которых так потешался в свое время знаменитый детектив с Бейкер-стрит.
Английский психолог и по совместительству детектив-любитель Роджер Гаррик-Стил пару лет назад утверждал, что Дойл отравил своего коллегу Бертрама Флетчера Робинсона.
11 лет Гаррик-Стил расследовал "преступное прошлое" писателя. Работал над документами, тщательно изучал письма, завещания, свидетельства о смерти и другие материалы. Итог исследований оказался сенсационным -- психолог обвинил сэра Артура Конан Дойла в краже сюжета для рассказа и организации убийства автора оригинальной идеи. В своей книге под названием "Дом Баскервилей" Гаррик-Стил утверждает, что многие детали истории об огромной собаке-призраке перекочевали в книгу из рукописи под названием "Приключение в Дартмуре", написанной Робинсоном годом раньше.
Более того, Конан Дойл даже имя кучера и садовника Робинсона -- Генри Баскервиля -- пустил в дело. Он дал его главному персонажу своей повести.
58-летний Гаррик-Стил впервые заинтересовался делом Конан Дойла в восьмидесятые годы, когда переехал в усадьбу "Парк Хилл" на самом краю Дартмура. Именно здесь разворачивалось действие "Собаки Баскервилей".
Новый хозяин усадьбы заинтересовался литературным прошлым дома и начал собственное расследование баскервильских тайн. И вот что он узнал.
В 1900 году Конан Дойл впервые посетил поместье "Парк Хилл" в качестве гостя его владельца -- Флетчера Робинсона. Надо сказать, оба джентльмена были членами одного и того же лондонского клуба Reform, оба любили Девоншир. От Робинсона писатель и услышал легенду о громадной собаке, чье появление на болотах предвещает смерть. Кроме того, Робинсон дал почитать приятелю свою новеллу "Приключение в Дартмуре". Не поставив Робинсона в известность, Конан Дойл положил ее сюжет в основу своей повести, которая вышла в свет в 1901 году. В результате Дойл стал знаменитым, разбогател и в 1902 году был посвящен в рыцарское звание, а Робинсону пришлось довольствоваться лишь крохотной припиской о благодарности "моему другу Флетчеру Робинсону" в примечаниях к роману. Видно, он с этим не смирился, потому что вскоре после того, как Конан Дойл принял рыцарское звание, в Букингемский дворец пришла посылка, адресованная сэру Шерлоку Холмсу. В ней были рубашки, набитые ветошью, -- в викторианскую эпоху это означало, что кто-то знает об обмане. Над новоявленным сэром нависла опасность разоблачения...
В своей книге "Дом Баскервилей" Гаррик-Стил сообщает о наличии косвенных доказательств того, что Конан Дойл убил своего бывшего друга. По официальным записям, Флетчер Робинсон умер 21 января 1907 года в возрасте 36 лет от брюшного тифа, но Гаррик-Стил уверен, что Конан Дойл, используя свои основательные познания в медицине, отравил его с помощью лауданума, болеутоляющего и снотворного средства, передозировка которого может вызывать симптомы, схожие с тифом. Гаррик-Стил допускает, что убийство было совершено с помощью жены Робинсона -- Глэдис. По данным психолога, сэр Артур был ее любовником.
Гаррик-Стил основывает свои подозрения на нестыковках в документах о смерти Флетчера Робинсона. "Почему больного никогда не осматривал доктор вплоть до того дня, когда было подписано свидетельство о его смерти? Брюшной тиф -- в высшей степени заразная болезнь, но ни один из коллег, друзей, родственников или слуг не заразился ею. И почему его труп повезли в Девон в переполненном пассажирском поезде, хотя обычно умерших от брюшного тифа немедленно кремируют?"
Простая эксгумация останков Робинсона поможет установить истину, считает Гаррик-Стил.
Обвинения Гаррик-Стила вызвали шок у ассоциаций и обществ поклонников творчества сэра Артура Конан Дойла. Хитер Оуэн, редактор Sherlock Holmes Journal и член Общества Шерлока Холмса в Лондоне, называет эти подозрения полнейшей бессмыслицей: "Он был благородным человеком. В своих историях, которые он писал о средневековье, он видел себя рыцарем, соответственно и вел себя на протяжении всей своей жизни... Флетчер Робинсон действительно был автором идеи, но саму книгу написал сэр Дойл, и в этом нет никаких сомнений".
А вот ректор Королевского колледжа искусств и признанный специалист по творчеству Конан Дойла Кристофер Фрейлинг не считает версию Гаррика-Стила такой уж невероятной. "Конан Дойл действительно получил немалую помощь от Робинсона. Без него "Собака Баскервилей" никогда не была бы написана, однако благодарности он так и не дождался. Если доказательства отравления основываются на надежных источниках, то я поздравляю Гаррика-Стила и жду не дождусь того момента, когда смогу ознакомиться со всем этим делом полностью".
В.Б.

Вначале было слово Конан Дойла. А потом пошли толкования

Кинодебют детектива с Бейкер-стрит состоялся в 1900 году. Это был ну очень короткий фильм, всего полминуты. Но после него снято 220 фильмов о похождениях знаменитого сыщика. Роль его в разное время исполняли 75 актеров. И на этом, конечно же, кинематограф не остановится...
Слова "Элементарно, мой дорогой Ватсон" никогда не встречались в оригинальных историях о Шерлоке Холмсе. Эта фраза впервые появилась в фильме "Возвращение Шерлока Холмса" в 1929 году.
Охотничья войлочная кепка никогда не упоминалась в рассказах. Ее придумал первый иллюстратор публикаций отчетов д-ра Ватсона в журнале "Стрэнд" Сидни Пейджет.
Форму трубки Шерлока Холмса Конан Дойл не описывал. Та трубка, к которой мы привыкли, впервые появилась на съемках фильма о Шерлоке с Уильямом Джиллеттом в главной роли. Актер выбрал эту форму, чтобы подчеркнуть свой аристократический профиль.
Зато рану отставного военного хирурга Ватсона Конан Дойл описывал неоднократно. И всякий раз по-новому. Поначалу ружейная пуля угодила ему в левое плечо и задела подключичную артерию. Так что неудачливый воин едва не истек кровью. В последующих рассказах вспоминается о раненой левой руке, а потом вдруг появляются хромота и разговоры о пуле, извлеченной из левой ноги. Но, разумеется, читатель не имеет никаких претензий к автору, поскольку рана эта, где бы она ни располагалась, не мешала доктору повсюду сопровождать великого сыщика и своевременно публиковать отчеты о его работе.
Тот факт, что Шерлок Холмс употреблял наркотики (упоминание об этом есть в повести "Знак четырех"), ничего не говорит о его моральном облике. И морфин, и кокаин во времена Холмса не считались незаконными, продавались в любой аптеке. Они использовались в сочетании с другими лекарствами.
В отечественном телесериале, где на наш российский вкус действуют самые лучшие Шерлок Холмс и доктор Ватсон -- в исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина, -- некоторые изменения канонических текстов делались не только с целью сокращения, но и по идеологическим мотивам. Телезрители, для которых ежегодно повторяется любимый сериал, уверены, что персонаж Виталия Соломина приехал из Индии. И только вернувшись к первоисточнику, с удивлением обнаруживают, что Ватсон -- самый что ни на есть "афганец" и на Бейкер-стрит попал прямиком из Кандагара. Фильм снимался в разгар "оказания Советским Союзом интернациональной помощи братскому афганскому народу", и, конечно, нельзя было допустить сопоставления раненного в афганской кампании Ватсона с отечественными воинами-интернационалистами.
А почему катер Мордекая Смита, на котором Холмс, Ватсон и Лестрейд догоняли сокровища Агры, превратился из "Авроры" в "Диану", и пояснять не надо.
В.Б.

Живее всех живых
Культ Шерлока Холмса, процветающий уже свыше ста лет, выражается еще и в том, что он ощущается не литературным героем, а историческим персонажем. Первый шаг к признанию Шерлока Холмса реальным лицом сделал сам Конан Дойл. Он подарил иллюстратору рассказов о великом сыщике серебряный портсигар, на котором было выгравировано "Мистеру Пейдженту от Шерлока Холмса".
В Англии, и не только, существует множество холмсианских обществ, таких, например, как "Нерегулярные полицейские части Бейкер-стрит" (организовано в 1934 году). Есть и Нью-Йоркские нерегулярные полицейские части. Немного позже возникли Лондонское и Датское холмсианские общества. Правда, преуспевают далеко не все. Если "Нерегулярные полицейские части" насчитывают сто семьдесят пять членов, то общество "Одинокая велосипедистка" (по названию одного из рассказов Конан Дойла) состоит только из его основательницы, американки Елены Югасовой.
В преданности английских книголюбов если не самому Конан Дойлу, то, во всяком случае, Шерлоку Холмсу, сомневаться не приходится. До сих пор в лондонских книжных магазинах каждый второй спрашивает книги о великом сыщике (прежде всего "Собаку Баскервилей"), и половине покупателей приходится отказывать -- все распродано.
В 1927 году в Лондоне было решено присвоить двадцати паровозам имена наиболее выдающихся земляков. По железной дороге забегали паровозы с именами Бенджамина Дизраэли, Сары Сиддонс, Майкла Фарадея, Оливера Кромвеля, лорда Байрона, Оливера Голдсмита, Флоренс Найтингел и ...Шерлока Холмса. Никто не задумался о том, что в череду исторических лиц затесался литературный герой. Именитый образец техники прошлого века коптил небо до января 1962 года, после чего пошел на переплавку.
Музеи Холмса открыты во многих городах Великобритании, есть они и в Швейцарии. А там, где знаменитому детективу случалось вести розыск, красуются мемориальные доски. Поскольку дома номер 221"б" на Бейкер-стрит не существовало, на право называться резиденцией Шерлока Холмса претендуют сразу два здания. На обоих установлены соответствующие мемориальные таблички. В этом же квартале находится музей Шерлока Холмса, который охраняют полицейские в форме XIX века, ресторан "Миссис Хадсон", где гостей развлекает целая рота Шерлоков Холмсов и, наконец, магазин "подлинных" вещей Детектива. Туристы раскупают трубки и кепки, внимательно разглядывают эркеры на вторых этажах домов-претендентов. Невзирая на то, что один из них в то время, как и сейчас, был банком. Истина эта для почитателей сыщика не имеет значения, потому что, согласно Конан Дойлу, за тем эркером располагалась гостиная Холмса и Ватсона.
После Конан Дойла о Шерлоке Холмсе пытались рассказать и другие писатели. Есть повести, сталкивающие Холмса и Джека Потрошителя, переносящие его в более поздние времена... И несть числа пародийным персонажам с созвучными именами (Солар Понс у А. Дерлета, Шемрок Джолнс у О'Генри, Херлок Шолмс у М. Леблана...)
Неизбывная любовь Туманного Альбиона к литературному персонажу имеет отклик и в России. Холмсианские общества действуют в Пензе, Перми и Евпатории. Уральское холмсианское общество выпустило в 1990 году первую 2-томную антологию пародий на великого детектива. В 1994 году она переиздана Лениздатом.
В 1999 году издательство "Терра" приступило к изданию серии "Тайны Бейкер-стрит" с "неопубликованными архивами д-ра Уотсона". А издательство "Независимая газета" планировало издать "Аннотированного Шерлока Холмса" (под редакцией У. Баринг-Гоулда, 1967 года издания). В нее войдут все канонические тексты, обильно комментированные, снабженные первыми иллюстрациями, картами, схемами, диаграммами и фотографиями.

0 коммент.:

Отправить комментарий