четверг, 3 марта 2011 г.

К нам едет цеппелин!

И мы все пойдем на него смотреть. Когда еще такое в небесах увидишь?! Маршрут дирижабля "Цеппелин НТ", посвященный 75-летию кругосветного перелета в 1929 году его "дедушки", дирижабля "Граф Цеппелин", пролегает из Германии в Японию и пересекает всю Евразию: он вылетел из Фридрихсхафена 13 июня, сделав остановки в Париже, Лондоне, Антверпене, Бонне, Люксембурге, Мюнхене, Ганновере, Любеке, Копенгагене, Стокгольме.
Дальше "Цеппелин" должен преодолеть 10 000 км на территории России, приземляясь в десятках городов: Пушкин -- Тверь -- Коломна -- Нижний Новгород -- Казань -- Уфа -- Челябинск -- Курган -- Ишим -- Омск -- Барабинск -- Новосибирск -- Мариинск -- Красноярск -- Нижнеудинск -- Иркутск -- Петров-Забайкальский -- Чита -- Молоча -- Магдагачи -- Свободный -- Архара -- Хабаровск -- Советская Гавань -- Южно-Сахалинск. Дирижабль сопровождает автоколонна: 12 КАМАЗов, груженных причальными мачтами, а в воздухе -- эскорт из 4 вертолетов Ми-8T. Правда, первоначальный план -- прибыть в Саппоро 15 августа -- сорвется. Слишком долго "Цеппелин" проторчал на границе Финляндии и России, и лишь 3 августа приземлился неподалеку от Пушкина. И то странно, что ему все же разрешили пролететь над нашим военным полигоном.
Дирижабль Zeppelin NT
Изготовлен в Германии в 1997 году.
Принадлежит Японии.
Длина -- 75 м.
14 м в диаметре.
12 пассажиров.
2 члена экипажа.
Катает туристов над Штутгартом: 335 евро за 45-минутный полет.
Крейсерская скорость -- 115 км/ч.
Максимальная дальность полета -- 900 км, высота -- 2600 м.
Первые графья
Кто только не изобретал дирижабли! С середины XIX века сотни патентов были выданы на разные летающие баллоны, с моторами и без. Но лишь единицы поднимались в воздух.
Например, "мягкий" дирижабль француза Анри Жиффара. Первый полет на нем состоялся в сентябре 1852 года. Ну а знаменитый "Цеппелин", детище графа Фердинанда фон Цеппелина, впервые оторвался от земли в 1900-м году. 128 метров в длину и 12 в ширину -- огромнейшая по тем временам конструкция. Дирижабль Цеппелина имел жесткий каркас, и это сделало его настоящим летучим кораблем.
После первого дирижабля были построены еще 119 таких же. Многие из них сбрасывали бомбы на англичан и французов на полях Первой мировой, а также шпионили. После войны Германия потеряла право строить дирижабли на своей территории и их "парк" разошелся по странам-победителям. Запрет действовал до 1925 года, а после сразу начали строительство нового корабля. В 1928 году был готов огромный "Граф Цеппелин": длина почти 237 м, диаметр 30,5 м.
В 1929-м году этот дирижабль совершил кругосветное путешествие. Он начал свой путь в Америке, сел в Германии, во Фридрихсхафене, затем приземлился в Японии (над Москвой не показывался, погода была нелетная), после -- в Лос-Анджелесе и оттуда вернулся в Нью-Йорк. Всего за 21 день дирижабль преодолел 35 тысяч км, это стало абсолютным рекордом кругосветной скорости. За 8 лет полетов "Граф" не потерпел ни одной серьезной аварии, хотя был наполнен водородом. И всего налетал 13 тысяч часов.
Большое привидение с мотором
Что такое дирижабль? Это управляемый аэростат с двигателем. Дирижабли бывают жесткой, полужесткой и мягкой конструкции. В последних форму оболочки поддерживает только давление содержащегося внутри газа, в первых основу корпуса составляет каркас.
Оболочка дирижабля имеет обтекаемую форму. У конструкции есть оперение -- неподвижные и подвижные стабилизаторы, выполняющие роль руля, а внизу подвешивается гондола для пассажиров и экипажа.
В оболочку закачивается легкий гелий, его плотность составляет примерно 1/7 от плотности воздуха. Водород еще легче, но взрывоопасен, и после того как факелом вспыхнул "Гинденбург", дирижабли перестали им наполнять.
Несущую конструкцию делают из сплавов, применяемых в авиации. Оболочку -- из лавсановых тканей, а сверху покрывают двуокисью титана. Дирижабль оснащен несколькими двигателями, в том числе рулевыми, и есть дирижабли, которым не страшны ни ветер, ни ночь, ни обледенение.
Причаливает дирижабль с помощью каната, который при посадке привязывают к специальной мачте.
Для чего они нужны?
Эта воздушная колбаса берет много, тащит далеко, зависает в воздухе на долгое время (до 3 суток), может вертикально взлетать и садиться, экономит топливо (летный час дирижабля стоит около $200, а вертолета -- до $1000), относительно безопасна и безвредна для атмосферы.
* Для разведки месторождений природных ископаемых, особенно в глухих районах. Нефти все меньше, так что вскоре человеку придется забираться в совсем буреломные и заболоченные участки.
* Чтобы следить за лесными пожарами, ловить браконьеров и контрабандистов.
* Для перевозки сверхтяжелых грузов. Какую-нибудь турбину даже не нужно будет демонтировать перед перевозкой.
* Как воздушные авианосцы. Вообще в оборонных целях.
* Для туризма. Многих любителей острых ощущений привлечет какой-нибудь там отель "Седьмое небо" на борту дирижабля.
* В качестве нового спортивного развлечения.
* Для рекламы. Людям свойственно задирать головы на любые небесные объекты.
А по оценкам психологов, дирижабли вызывают исключительно положительные эмоции. Никто и не помнит про "Гинденбург".
Дирижабли погублены курами?
Едва начавшись, эра дирижаблей в прошлом веке печально завершилась. Как минимум шесть аппаратов погибли в катастрофах: из-за утечки газа, ураганов, ошибок пилотов...
Последней каплей тогда стала загадочная катастрофа дирижабля "Гинденбург", случившаяся 6 мая 1937 года во время пассажирского рейса из Германии в США.
Самый крупный в мире жесткий дирижабль принадлежал нацистам, и его хвост украшала огромная свастика. Размеры серебристого корпуса (длина около 248 м и диаметр более 40 м) приближали его к "Титанику".
"Гинденбург" работал на водороде и мог пролететь 15 тысяч км (максимальная скорость -- 135 км/час). Пассажирское отделение поражало роскошью: на двух этажах находились 26 двухместных кают, бары, читальный зал, ресторан, галереи, кухни... Билет стоил больше 800 долларов, по тем временам бешеные деньги.
Через трое суток спокойного пути "Гинденбург" подлетал к Нью-Йорку. Но над аэропортом разыгралась гроза, и посадка немного задержалась. 230 человек персонала ждали, чтобы пришвартовать аппарат к "причалу", а неподалеку расположилась встречающая публика.
Внезапно на корме дирижабля вспыхнул пожар, носовая часть задралась в небо. Через секунды взорвались топливные баки и пассажиры начали прыгать вниз с большой высоты. Повезло тем, кто оказался на горящей корме: один человек, едва корабль коснулся земли, зарылся в мягкий влажный песок, другой спасся, потому что рядом с ним лопнул водяной бак. Всего из 97 пассажиров и членов экипажа 35 сгорели, разбились и умерли от ожогов.
Почему на дирижабле случился взрыв, неизвестно до сих пор. Американские эксперты склонились к тому, что это было случайное воспламенение смеси водорода с кислородом в условиях недавней грозы. Была и смехотворная версия о том, что "Гинденбург" подстрелил из винтовки фермер, у которого от шума авиадвигателей плохо неслись куры.
Однако еще до полета немецкие спецслужбы получили сигнал, что на "Гинденбурге" готовится диверсия. Проверки пассажиров ничего не дали. А после катастрофы, по указанию Геринга, всем велели молчать: теракт в отношении гордости нацистского воздушного флота был большим позором для страны.
Лишь в начале 70-х появилась информация, что противник нацистов Эрих Шпель, один из членов команды, заложил в дирижабле часовую мину. Он не хотел взрывать пассажиров, но механизм сработал раньше, уничтожив вместе с "Гинденбургом" самого диверсанта. И заодно дирижабли как надежду авиации. Два последних были демонтированы по приказу Геринга в 1940-м.
Только в конце 80-х об этих необычных судах заговорили вновь. И похоже, мы на пороге нового дирижабельного века.
Это вам не Рио-де-Жанейро
По данным экспертов, мир сегодня нуждается как минимум в 1300 дирижаблях. Нужны и тяжеловозы, и легкие "регулировщики". Уже работают над этим около 100 компаний в Германии, Великобритании, США, России. Лидеры дирижаблестроения -- Zeppelin Luftschifftechnik (Германия), Advanced Technology Group (Великобритания) и НПО "Росаэросистемы" (Россия). Причем наши на 30--40% дешевле, но, как уверяют, не хуже.
* Два года назад вышло постановление московского правительства, что дирижабли будут зависать над столицей, следя за обстановкой на дорогах, пробками и атмосферой. Заказ на два легких дирижабля получило НПО "Росаэросистемы". Был намечен срок -- начало 2004 года, но пока никаких новостей. А в Рио-де-Жанейро воздушный полицейский давно висит над городом.
* Дирижабль будет следить за порядком на Олимпийских играх в Греции. Длина -- 60 м, сконструирован в Швейцарии. Главная задача дирижабля -- с высоты более 3000 м высматривать террористов. Попутно он сможет регулировать дорожное движение. Если, конечно, над греческой столицей не будет ветра: при его силе более 5 баллов погода для дирижабля нелетная.
* В лабораториях Министерства обороны США работают над дирижаблем "Валрус" ("Морж"), который сможет перевозить до 1,8 тысяч солдат и до тысячи тонн грузов. Первые испытания -- в 2008-м.
"Закончил дирижабельное отделение..."
* Слово "дирижабль", как и многие авиационные слова, имеет французское происхождение. Diriger значит "контролировать" или "управлять".
* Впервые в России разработками дирижаблей занялись в 1907 году. Первый русский мягкий дирижабль назывался "Учебный" (1908). А один из дирижаблей носил имя "Комиссионный", за то, что был разработан некоей комиссией.
* "Цеппелин" -- это не всякий дирижабль, а только произведенный фирмой Zeppelin Luftschifftechnik.
* Раньше дирижабли строили в единичном экземпляре, поэтому у них были собственные имена: "Кондор", "Буревестник", "Гриф", "Альбатрос".
* В 1930-м в МВТУ им. Баумана на аэромеханическом факультете какое-то время даже существовало дирижабельное отделение.
* По некоторым данным, сейчас в действии в мире находятся 42 дирижабля.
* Впервые в боевых действиях дирижабль использовали итальянцы в войне с турками (1911--12 гг.).
* В сентябре 1917 в петроградских газетах публиковали правила поведения жителей на случай налета дирижаблей. Тогда это была реальная немецкая угроза.
Нильс ГУСЕВ

0 коммент.:

Отправить комментарий