вторник, 7 июня 2011 г.

Духи человеческие.

"Парфюмерия -- это не Средние века!"
Мария Каневская просто любит парфюмы. Некоторые любят кино -- и собирают коллекцию в тысячу фильмов. А у нее -- две тысячи парфюмов (ну, если точно, 1975). И каждый -- настоящий.

-- Скажите, кто из Каневских вам приходится родней?
-- Никто из известных в нашей стране Каневских мне не родственник. Да и фамилия звучит, ежели по-польски, скорей как Каневская. Это девичья фамилия моей бабушки, а моя девичья фамилия и девичья фамилия мамы все же слишком редкие -- ни разу однофамильцев, кроме родственников, не встречала. Именно от бабушки, которая до самой своей смерти в прошлом году лучшим подарком считала парфюм, мне и досталась нежная любовь к красивым ароматам. И от ее бабушки. Прапрабабка -- Камилла Лончиньская -- блеснула афоризмом: "Я понимаю, что настоящая дама должна всю жизнь пахнуть одинаково -- но лучше меня пристрелите".
-- Мария, я вам страшно завидую по двум причинам. Во-первых, я когда-то вслед за Уайльдом восхищался книгой Гюисманса "Наоборот", а вы ведете практически тот же образ жизни, что и герой этой книги: лечите душу ощущениями. Во-вторых, вы поразительно сильный человек. Чувственно. Потому что нет, по-моему, более чувственной вещи, чем запах. У меня даже была теория, что только запах может заставить вспомнить целый кусок собственного прошлого -- вспомнить физически, а не плоско, как на фотографии.
-- Я с вами совершенно согласна, что запахи оживляют очень многое и очень ярко.
Когда я впервые сунула нос во флакон герленовского Du Coq, я сразу ощутила себя двух-трехлетней девочкой, которая в темном вечернем саду смотрит на землю свысока, и звезды стали ближе -- потому что на руках у дедушки. Недели две пыталась понять, что в этом одеколоне вызывает эти ассоциации, решила уже, что запах похож на запах дедушкиного эликсира для полоскания рта... Фигушки: как рассказала бабушка, как раз, когда мне было года 2-3, у нее завелась бутыль этого одеколона и они с дедушкой пользовались им на пару...
-- Есть ли какое-то взаимовлияние -- работа и хобби? То есть работа тоже связана с парфюмерией или наоборот?
-- Нет, моя работа никогда с подобным связана не была даже косвенно -- если не считать вдыхания паров эфира или еще какого фенола во время неких рабочих процессов при несоблюдении техники безопасности. Я занималась генной инженерией, защитила кандидатскую, но все это было так давно...
-- Итак, мы установили, что ваше хобби...
-- ...это просто женский гардероб. Ну, да -- великоват гардеробчик (улыбается), так это кому чего надо. Вон ежели б не необходимость сопровождать мужа "в свет", я бы вообще обходилась двумя джинсами: черными на зиму и светлыми на лето. А вот парфюмов мне надо много. Чтобы часто переодеваться. Чтобы каждое утро можно было выбрать новую одежку в соответствии с настроением, погодой, самочувствием и планами на день. Чтобы даже моделировать свое настроение подбором соответствующего аромата. И чтобы -- не надоедало.
-- Не могу не задать этот вопрос, вы уж меня извините великодушно -- как вам "Парфюмер", фильм и книга?
-- "Парфюмер" у меня не пошел. Показалось, что Зюскинд перечитал в детстве Гюго. Что же касается описаний запахов... Знаете, это как "Ваш Паваротти такая гадость -- мне вчерась Рабинович насвистел". Ощущение, что о восприятии запахов пытается рассказать человек, который сам различает их не очень, а основывается на том, что где-то прочитал... А на фильм я не пошла.
-- А мне фильм понравился -- несколько раз ловил себя на том, что у меня ноздри раздуваются от воображаемых запахов...
-- Когда в Москве будете -- я расскажу вам, где можно "нанюхать" много хорошего. Если в Европу соберетесь, тоже расскажу. Потому что то, что стоит в наших магазинах -- в массе -- это "Макдональдс", попса голимая, MTV...
А есть -- высокая кухня. А еще есть прекраснейшие вещи из прошлого. Дух захватывает -- давно истлели косточки дам, которые в первый раз открыли флакончик, а содержимое флакончика прекрасно и расцветает на коже совершенно немыслимыми историями...
-- Вот к истории и перейдем. Говорят, что духи изобрели мужчины и для мужчин -- как, впрочем, и всю остальную косметику. По крайней мере, так дело обстояло в Европе. В результате всю остальную косметику пришлось отдать женщинам в безраздельное владение, а вместо духов довольствоваться одеколоном, то есть -- водичкой. Никто же не говорит -- мужские духи, говорят -- одеколон. Или -- туалетная вода, что по-русски звучит как-то странно.
Вопрос заключается в следующем: где справедливость и чем нам утешиться?
-- Я вам предлагаю изучить туалетные столики ваших подруг и просто знакомых дам. Если вы найдете там флакончик духов... да-да, именно духов, а не туалетной или парфюмированной водицы -- я готова располовинить в вашу долю свой Chypre от Coty или Fougere Royale от Houbigant -- духи, и очень даже мужские. Это примета времени. Флакончик духов вы найдете у одной из сотни, а то и из тысячи дам (ну, если этот флакончик не стоит на столике у весьма почтенной дамы и стоит там уже лет 30).
При всем обилии парфюмерной продукции, которая обрушивается на нас ежесезонными новинками, духов выпускается очень мало. И цена на них такова, что это все же предмет роскоши. Это утешение номер раз.
Утешение номер два.
Великий Piere Bourdon (а этот товарищ в парфюмерии понимает) на вопрос, чем мужские парфюмы отличаются от женских, ответил: надписью pour Homme на коробке. Это деление на мужское и женское придумали маркетологи, чтоб лучше продавалось.
Нет, конечно, моды меняются. Если сто лет назад джентльмен вполне мог пахнуть L'Origan от Coty вместе со своей подругой, то нынче я с трудом представлю себе такой аромат на мужчине (во всяком случае, мужу я не предлагала надеть эту томную розовую роскошь).
Но очень многие условно женские парфюмы прекрасно и вовсе не феминно звучат с мужской кожей. Справедливо и наоборот -- дама может надеть условно мужской парфюм, и маскулинности ей это вовсе не добавит.
Биология, гормоны... они преображают звучание аромата, приспосабливая его к нашей коже.
Я вовсе не уговариваю вас с ходу начинать брызгать на себя все, что стоит на полках парфюмерных салонов вашего города. Увы, там вы найдете по большей части "компоты" последних сезонов, которые не украсят ни мужчину, ни женщину.
Но Cuir de Russie от Chanel -- она достойна вашего внимания и вашей кожи (и вы даже можете купить ее именно в духах и показать всем язык). И этот список достаточно длинный. Сюда пойдут и Cabochard от Gres, и Bandit от Robert Piguet, и...
А Дома "селективной" парфюмерии очень часто вообще не указывают гендерную принадлежность аромата на упаковке. Иногда форма флакона может намекнуть на эту принадлежность (у Maitre Parfumeur et Gantier или Annick Goutal), а иногда и такого намека нет (как у L'Artisan Parfumeur).
Или у упомянутой уже Annick Goutal некоторые ароматы (Eau d'Hardien или Mandragore) разливаются во флакончики двух видов -- в округлые и с бантиками и в строгие в форме параллелепипеда, а содержимое в них заливается из одной бочки.
Или очаровательный бренд Histories de Parfums. Совершенно одинаковые флакончики, на которых написан год -- 1725 или 1876. И вы выберете себе понравившийся аромат. И выберет себе аромат ваша дама. А потом выяснится, что вы себе выбрали аромат Маты Хари, а дама -- аромат Казановы.
В моем "гардеробе" достаточно "мужских" ароматов. Их мы носим вместе с мужем. Но и "женские" часто надеваются мужем, и никто его еще не заподозрил в чем-то... мммм... нетрадиционном.
Я вас немного утешила?
-- Вполне. А что значит "компот"? И вообще, если уж начинать с самого низу. С разливных парфюмов и подозрительных пузырьков по сто рублей. Я как-то купил в ларьке, давно уже, дешевенький мужской дезодорант. Не помню названия, помню цену -- 35 рублей. И потом меня все спрашивали, почему это от меня пахнет "Кензо", то бишь арбузной коркой. Значит ли это, к примеру, что популярный миф: хороший парфюм можно найти по смешной цене и совсем под другим названием, -- имеет какую-то почву под собой? И такой вот еще вопрос: если аромат совершенно заслуженно считается дешевым и пошлым, значит ли это, что он таким и был изначально? Ну взять хотя бы "Сигары". Или низкая цена сгубила?
-- У парфюмов тоже своя иерархия. И в этой иерархии бывают исключения и казусы.
Пойдем с самого низу.
На самом-самом низу именно разливная парфюмерия и "жападоры". Это -- парии парфюмерного мира. И даже упомянутые вами "Сигары" могут смотреть на них с презрением (но к "Сигарам" я еще вернусь -- это интересная вещь).
Предупреждаю вопрос про "жападоры".
Это такие же "самозванцы", как и разливная парфюмерия. И те, и другие пытаются имитировать аромат популярных парфюмов или любимую многими парфюмерную классику. Но имитация эта очень грубая. Как репродукция Ренуара, напечатанная на газетной бумаге. Достаточно быстро на коже их самозванство проявляется, звучит грубо и плоско, иногда до откровенной вони. Дешевое сырье, футболочки "шанель" с рынка.
"Жападоры" получили свое прозвище после совершенно казусного случая.
Подобная продукция, притворяясь "благородной", все ж таки не рискует представляться благородными именами. Вот и стоят на прилавках Cerruti 1991 (вместо 1881), 5th street вместо 5th avenue и так далее. И однажды был замечен флакончик, на котором вместо J'adore было прописано J'apadore. Пройти мимо такого было невозможно, и это стало именем нарицательным.
Чуть выше стоит парфюмерия класса масс-маркет.
Их ароматы раньше тоже повторяли самые успешные парфюмы класса "люкс" (в былые годы клонов сверхпопулярного Poison от Christian Dior было не счесть). Но все ж это уже фирмы с историей, и своего имени они не стесняются.
А иногда у этих брендов позади просто блестящая история. Такие бренды, как Coty или Houbigant, -- это роскошь столетней давности. Но, как обнищавшие аристократы, они продали свои титулы, и теперь под этими марками производят достаточно дешевые вещи (и по цене, и по ароматам).
Линейка масс-маркетовских ароматов обновляется каждый сезон, и то, что делалось 2-3 года назад, найти невозможно. Но есть среди них и долгожители: упомянутые вами "Сигары", любимые мужчинами в пору перестройки, "Жак Богар" и One man производятся уже многие годы. К сожалению, их звучание сегодня далеко ушло от того, что было 10-20 лет назад, -- их удешевили. Но такое произошло и с люксовыми ароматами, так что это просто данность, с которой надо смириться.
Дальше идет средний класс.
Тут границы весьма размыты. И многие марки я лично считаю мидл-классом, а в магазинах их держат среди люкса. Да и цены задраны до люксовых.
Но вот уже в мидл-классе есть свои "селективы". Точнее их назвать "нишевой" парфюмерией.
Это итальянские, французские, английские марки. Флакончик их водички стоит от 10 до 30 евро. Композиции незатейливы, но сделаны на хорошем сырье. И потому -- радуют.
А дальше -- люкс. "Диор", "Шанель", "Живанши", "Герлен" и так далее.
Увы. Давно позади те времена, когда премьера нового аромата была эпохальным событием и происходила раз в несколько лет. Сейчас каждый сезон на рынок вываливают новинки, которые похожи друг на друга как, извините, пэтэушницы, вышедшие покурить на переменке.
Массовая продукция. Ширпотреб под громкими именами. И как раз они называются "компотами" -- и могут быть они и дорогими с громким именем, и дешевыми. Как те самые однотипные барышни, не обезображенные вкусом и интеллектом: вы их можете встретить и на дешевой дискотеке и в дорогом клубе, разница только в цене.
И, наконец, верхушка пирамиды -- селективы.
Одни и те же парфюмеры работают для разных сегментов парфюмерного рынка. Но при работе на люксовые дома маркетологи рассказывают им, каким должен быть запах, чтоб хорошо продаваться. А при работе на селективные дома маркетологи молчат, и художники могут себе спокойно творить. Эти парфюмы продаются далеко не в каждом магазине, они не радуют яркостью и многообразием оформления (некоторые флакончики вообще напоминают аптечные), они дорого стоят, они мало рекламируются. Но они позволяют реализовать свою индивидуальность.
-- А что хорошо продается?
-- Хорошо продается политкорректность. И маркетологи знают, почем. А потому масс-маркетовские флакончики из "прошлой" жизни, случайно попадающие в руки, радуют красивыми композициями, яркими и ужасно политНЕкорректными. И эти "горничные" из прошлого выглядят куда более роскошно и изысканно, нежели большая часть "светских дам" из сегодня.
Но и сегодня с люксом не все так плохо.
Все же среди десятков ежесезонных новинок иногда случаются красивые находки. За последние годы такой нечаянной радостью стали тот же Tumulte pour Homme от Christian Lacroix, Gucci Pour Homme, Dior Homme, ароматы дома Hermes держат марку, Kenzo в прошлом году порадовал дам роскошным Flower by Kenzo Oriental.
Кроме того, за последние пару лет в люксовых брендах наметилась интересная тенденция -- появление супер-люкса.
Такое и немного раньше было у Chanel и у Guerlain.
Была массовая продукция, продававшаяся везде, и был "золотой фонд" этих домов -- парфюмы достаточно старые, которые из года в год выпускали маленькими тиражами и продавали в редких магазинах (в России такое продается в "Артиколи"). А сейчас и другие потянулись. У Дома Christian Dior есть три аромата, которые продаются мало где и стоят немало. У Giorgio Armani наряду с массовой продукцией есть линия Armani Prive -- 5 ароматов, под 200 евро флакончик. Парфюмерия опять становится предметом роскоши.
-- Насколько я знаю, настоящие духи -- те, которые на вес золота -- из натурального сырья...
-- Стопроцентно натуральной продукции сейчас практически нет. Если только где-то в арабских странах их местные аттары, которые действительно бесспиртовые. Но особой изысканностью они не отличаются.
Остальная парфюмерия -- даже самая дорогая -- синтетикой не гнушается. Но синтетика синтетике рознь. Возьмем те же ткани. Есть синтетические ткани, которые обладают всеми положительными характеристиками шелка или льна. И в носке понимаешь, что это не шелк и не лен, только потому, что они не теряют вид в течение дня, не мнутся безбожно. А есть синтетика типа кримпленчиков, которые носили наши мамы.
Так и с парфюмерной синтетикой -- она может быть дорогой и дешевой.
Да, в дорогие парфюмы будут лить настоящее розовое или жасминовое масло. Но никто не позволит убивать мускусных оленей, или бобров, или диких кошек -- и потому мускус будет скорей всего синтетическим, и кастореум, и цибетин. А вот будут ли они нежно нашептывать с кожи или вульгарно орать -- это уже вопрос к цене синтетического сырья.
Кстати, интересные вещи связаны с использованием натурального сырья.
Некоторое время назад в моем доме собралось с десяток флакончиков Shalimar от Guerlain разных годов выпуска (но моложе 20 лет не было ни одного) -- они пахли по-разному! Да, это был Shalimar -- но оттенки звучали потрясающе разно. А потому что на одних и тех же розовых плантациях Дома Guerlain в разные годы стояли разные погоды, и розы давали масло, которое отличалось по запаху. Совсем как с вином, правда?
А однажды приятель (Дмитрий Шишов, известный коллекционер и знаток истории парфюмерии) принес на примерку флакончик аромата, которому было лет 60, и там был натуральный цибетин (половой секрет дикой кошки циветты) -- Вы б видели, что было с моими кошками: шерсть на загривке дыбом -- "в доме враг!", на синтетический цибетин они так не реагируют...
Новые ароматы лишены этой животной сексуальности -- они политкорректны. А если не хочешь быть политкорректным -- готовь денежки на винтаж, селектив или "люксовый люкс".
-- А что за аттары вы упомянули?
-- Аттары -- те самые восточные благовония. Парфюмерные смеси масел, самых натуральных. Безо всякого спирта. Стоят они подороже туалетных вод, но вполне себе вменяемых денег.
Кстати, если все же хочется натурального мускуса или амбры -- их еще в составе таких аттаров, возможно, и удастся поиметь. Но что-то мне кажется, что и составители таких масел уже больше ориентируются на синтетические аналоги. Те аттары, которые я видела в продаже на инет-аукционах и которые привозились из Эмиратов -- вполне фабричного производства. Хотя и ходят легенды про маленькие лавочки, где торговцы разливают свои составы в том антураже, который описан в купринской "Суламифи".
-- Еще одна проблема для тех, кто вообще пользуется парфюмерией -- "полосатые" запахи. Это когда "раскрывается" последняя нота в парфюме вашего собеседника, и обнаруживается, что это дезодорант. Если серьезно, от женщин пахнет минимум двумя парфюмами, от мужчин -- тремя, считая лосьон после бритья. Как с этим бороться? Линий парфюмерной продукции, включающих и туалетную воду, и дезодорант, ничтожно мало, особенно, опять же, для мужчин. Да и те какие-то... некузявые.
-- С "полосатостью" проблема вполне решаема. Есть дезодоранты без запаха. Вернее, с минимальной отдушкой. Мы с мужем искали такое очень долго (поскольку не хотели себя ограничивать парфюмами, для которых существуют "линии"). Из доступных в каждом супермаркете -- "Нивея" (есть спрей и шарик, белый баллончик с голубым маленьким перышком и надписями dry и "мягкий уход"), надписи "для мужчин" на нем нет, но и на мужчинах работает прекрасно -- проверено. С лосьонами и бальзамами после бритья -- сложнее. Хотя та же "Нивея" в белых коробочках для чувствительной кожи имеет весьма незначительную отдушку, которая уходит со щек минут за 15. Как раз успеете выпить утренний кофий.
Многие люксовые косметические марки сейчас тоже озаботились производством мужских линий, и входящие в них средства имеют очень слабые отдушки.
Такие же требования и к гелю для душа -- минимальная отдушка, сорри за каламбур. Могу посоветовать Yves Rocher Hamamelis (опять же -- надписи, что для мужчин, нет, но нет и запаха).
Возвращаясь к дезодорантам и гелям для душа. Тут уж либо плюнуть на отсутствие надписи "мужской", либо покупать в люксовых марках. Потому что масс-маркет мужские продукты делает шибко пахучими. А платить за продукт типа геля для душа или дезодоранта "люксовые" деньги -- все же неоправданный расход, по-моему. Получается, что переплачиваем в данном случае за надпись for men.
-- А возможно ли кардинальное расширение гаммы запахов: до запаха сырой земли или мокрого железа, и нужно ли это?
-- На мой взгляд -- нужно, и это все есть. И мокрая земля, и краска для ксерокса, и многое другое.
Мне очень нравятся одеколончики марки Demeter. Загляните при случае на их сайт и посмотрите названия: среди совершенно традиционных перечислений цветов, трав и прочего вы найдете "Грязь", "Снег", "Ураган", "Похоронный Дом", "Мокрый Сад". Это не метафоры -- это ароматы. Ароматы-ассоциации. Впрочем, это не стоит читать -- это надо воспринимать носом.
-- Есть ли известные люди, которые для вас ассоциируются не столько со своей известностью, сколько с тем, какие ароматы они "носят"?
-- Интересно узнавать про любимые ароматы, но -- лично. Потому что одному и тому же персонажу приписывают совершенно разное, так что возникает ощущение проплаченной рекламы.
А вот то, во что я верю: высказывание Мэрилин Монро про Chanel № 5, или любовь Майи Плисецкой к Bandit от Robert Piguet, или просьбы Лили Брик к Эльзе Триоле о том, чтоб прислала ей из послевоенного Парижу Герленов, или песенка Вертинского про Nuit de Noel от Caron, или картавленье Геллы в театре Варьете про Mitsouko и Narcisse Noir ... или несгибаемая комиссарша Лариса Рейснер, благоухающая буржуазно-герленовским Fol Arome ... все это очень интересно, конечно.
-- Можно ли самому "сварить" духи? Вопрос, навеянный опять же фильмом.
-- Существуют наборы типа "юный парфюмер" -- пробирки с разными ингредиентами. Более того, в Париже существует замануха для туристов -- парфюмерные курсы. У нас аналогичные устроила г-жа Гладкова. Относиться к этому серьезно -- нельзя, как и к выездным семинарам типа "Художник за неделю", "Пианист за неделю". За неделю можно научить играть "чижика-пыжика"...
Хотя в моей коллекции есть флакончик с несколькими миллилитрами драгоценного для меня содержимого: одна киевская художница это сочинила, отобразив в аромате то, как она меня видит (и пытаясь приспособить именно к моему типу кожи -- чтоб раскрывался аромат именно так, как было задумано). Это терпкий запах красного вина и перца, и сладкая горечь каштанов, и четки из сандала. И повторения уже не будет. Красивый и немного грустный аромат.
Парфюмерия, как любое искусство, состоит из таланта и мастерства. Дешевые спекуляции -- просто лохотрон по выкачиванию бабла из наивных дурочек. Из ряда подобных спекуляций -- духи на заказ, "отражающие Ваше Я".
Или у некоторых фирм есть такой рекламный ход: "Вы можете смешивать на своей коже несколько наших ароматов, и они зазвучат по-новому".
Угу, можем.
Но каждый из этих ароматов -- законченное произведение искусства. Если я возьму полотно Ренуара и старательно усугублю звучание розового цвета на этом полотне, -- что получится? Да какашка получится!
Возможно, я предвзята, но я ужасно не люблю дилетантизма. Надо иметь большой талант, чтобы, будучи дилетантом, создавать шедевры.
Но и при этом надо еще и учиться. Много. Всю жизнь.
Андрей АГАФОНОВ

0 коммент.:

Отправить комментарий