четверг, 2 июня 2011 г.

Ступеньки в небо.


История высоких этажей.
У первого лифта была страховка от несчастных случаев: в случае обрыва троса аварийный механизм останавливал падение кабины. В 1857 году такой лифт был установлен в одном из административных зданий Нью-Йорка.
В семидесятые-восьмидесятые годы были разработаны принципы каркасного строительства. Основную нагрузку здания брал на себя стальной каркас.
А тут еще случился в Чикаго пожар 1871 года, из-за которого большая часть зданий города погибла в огне.
И Чикаго стал родиной небоскребов.

Тесен Манхэттен.
Но вскоре пальму первенства из рук промышленного Чикаго перехватил финансовый воротила Нью-Йорк. Его высотки строились по заказу крупных компаний и символизировали богатство и процветание. Долгое время пальму первенства удерживал 242-метровый небоскреб, построенный по заказу мультимиллионера Фрэнка Вулворта.
В 1930 году рекорд побило здание, которое назвали Крайслер (319 м). В 1931-м было закончено возведение знаменитого небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг (391 м). А в 50-х на его крыше установили шпиль, здание еще немного подросло и до семидесятых годов оставалось самым высоким в мире.
Знаменитые небоскребы обладали солидным запасом прочности. Так, Эмпайр Стейт Билдинг смог выдержать удар десятитонного бомбардировщика Б-25, врезавшегося в него в 1945 году. Погиб экипаж самолета и 11 человек в небоскребе, однако сама высотка устояла.
Кубик на кубик.
После Второй мировой войны небоскребы начинают приобретать современные очертания. Они становятся проще и лаконичнее, все чаще напоминают огромные кубы и параллелепипеды. И постепенно завоевывают мир. Ведь некоторые города приходилось попросту отстраивать заново. Высотные здания активно возводили в Германии. Франкфурт-на-Майне, финансовую столицу страны, нередко сравнивают с Нью-Йорком из-за большого количества небоскребов.
В семидесятые годы в Нью-Йорке возвели знаменитые башни-близнецы, перешагнувшие порог в 400 метров.
Однако и этот рекорд оказался недолговечен. Уже в 1973 году в Чикаго построили Сирс-Тауэр -- 443 метра. Это 110-этажное здание на момент окончания работ было чудом инженерной мысли. В нем работали 15 скоростных лифтов, за считанные секунды поднимавших людей на почти полукилометровую высоту. Мытьем шестнадцати тысяч окон занимались автоматические машины.
На Востоке башни тонкие.
С началом экономического роста в странах Юго-Восточной Азии небоскребный бум переместился в те края. Именно высотки определяют внешний облик основных мегаполисов региона.
И здесь же развернулась борьба за возведение самого высокого дома. До недавнего времени пальму первенства удерживали 453-метровые малазийские башни-близнецы Петронас из Куала-Лумпура, построенные в 1990 году.
Однако в прошлом году в Тайбэе был торжественно открыт небоскреб, перешагнувший полукилометровый рубеж -- 508 метров, 101 этаж.
* Этот рекорд вряд ли продержится долго. Уже сейчас в Сеуле строится отель высотой в 555 метров.
* А известный испанский архитектор Сантьяго Калатрава получил заказ на строительство 115-этажного небоскреба Фордхам Спайр в Чикаго на берегу озера Мичиган. Высота здания в форме ввинчивающегося в небо гигантского сверла будет 610 метров.
* Выше творения Калатравы будет небоскреб в Дубаи, который по слухам, должен достичь отметки в 701 метр. По форме небоскреб будет похож на огромный цветок, проросший сквозь песок пустыни. Расцветет Бурж Дубай в 2008 году. Разработчики проекта точную высоту здания держат в секрете. Однако журналистам удалось разнюхать, что панель временного подъемника для строителей содержит 189 кнопок с указанием этажей.
Проектировщики рассчитали, что конструкция Бурж, в отличие от башен-близнецов, сможет выдержать столкновение с авиалайнером.
Гонка за звание самого высокого здания в мире, похоже, только начинает набирать обороты. Особенно ею увлеклись в азиатских странах, таких как Тайвань, Гонконг и Китай, где расположены семь из десяти крупнейших небоскребов.
Все выше, и выше, и выше.
Проекты первых высотных зданий в Советском Союзе были разработаны еще до войны. Но к строительству приступили только после победы.
Первые камни всех московских высоток были заложены одновременно -- в день 800-летия Москвы.
Правда, первые проекты высоток Сталин забраковал, и строить их начали только через два года. По исправленным чертежам. Вождь любил острые башни со шпилями и даже пририсовал один к высотке на Смоленской площади. Пристроили. Даже сегодня заметно, что верхние ярусы и шпиль отличаются по цвету.
После этого иглы из металлизированного стекла заискрились на всех высотках. Чтобы московские дома стали непохожими на американские небоскребы 30-х годов, крыши которых были плоскими.
И сегодня, в период мировой гонки по вертикали, Москва не желает оставаться в стороне.
Высотку Триумф-Палас на Соколе называют самым высоким жилым зданием в Европе -- 41 этаж, 264,5 м. Получила она это звание после того, как на крышу прикрепили шпиль высотой почти 49 метров.
Завершается строительство 87-этажной башни Федерация высотой 340 метров.
Полным ходом идет реализация программы "Новое кольцо Москвы", предусматривающей строительство 60 высотных домов. Уже в течение нескольких ближайших лет в городе появятся 38 высоток в 30 и более этажей. К 2015 году будет возведено еще 22 комплекса из 140 высоток.
В Кунцеве возведут целую "рощу" из 40-этажных небоскребов, построенных в форме раскидистых деревьев.
Высотное строительство -- единственный выход для мегаполиса. Но каждый проект требует отдельной проработки, и, возможно, не все запланированное будет построено -- просто не позволят московские хлипкие грунты.
"Россия", вперед!
Небоскребы для нас -- еще и знак престижа. Как в сталинские времена. Очень хочется вырваться вперед и вверх. Отсюда амбициозный план строительства небоскреба "Россия".
Еще в начале 90-х российский архитектор Борис Тхор спроектировал здание как доминанту комплекса "Москва-Сити". Вырвавшаяся вверх 648-метровая "Россия" должна была символизировать устремленную в светлое будущее страну, освободившуюся от "коммунистических оков".
Все оказалось не так просто не только со страной, но и с башней. Если ее поставить в центре делового комплекса, она заслонит здания мэрии и Мосгордумы. Да и судьба нью-йоркских близнецов заставляла трижды подумать.
В этом году знаменитый английский архитектор Норман Фостер привез в Москву сразу три варианта небоскреба -- высотой 600, 750 и 1000 метров. Чувствовалось, что Фостеру очень хочется стать автором самого высокого здания на планете.
Но Лужков не захотел пойти на рекорд. "Не надо нам ни с кем соревноваться, -- заявил он. -- Главное, чтобы башня не смотрелась аномалией". В итоге решили остановиться на 600-метровом варианте.
Проект представляет собой три объединенные в одну конусообразные башни. По периметру стеклянные корпуса украшены сечением, а на стыках -- переплетающимся металлическим узором. Широкая в основании и плавно сужающаяся кверху башня выглядит легкой и изящной. Строительство ее планируют завершить к концу 2010 года.
Догнать и перегнать Москву.
Лихорадку высотности подхватили все крупные города России. Правда, в провинциях едва-едва подошли к 30-этажному рубежу. Но в мечтах многим архитекторам и градоначальникам грезятся километровые башни.
Даже в Лондоне, где дефицит земли, многие сейчас не хотят жить в домах выше 4 этажей. А на российских просторах высотки зачем? Впрочем, небоскребами у нас пока и не пахнет. Все достижения -- на уровне 17 этажей.
И тем не менее города, в первую очередь миллионники, обречены на высотное строительство. Столетний мировой опыт доказывает его перспективность. В Японии высотки растут как грибы, несмотря на сейсмичность. В Эмиратах башни возводят на песке. И не боятся, что рухнут. Главное -- просчитанный до деталей научный подход и точная практическая реализация.
* В Новосибирске начато строительство 25-этажной высотки -- самой выдающейся в Сибири. Она выдается из общего ряда еще и тем, что в подземной части разместятся аж 4 этажа.
* В Барнауле планируют построить огромный жилищно-торговый комплекс (с вертолетными площадками на крыше). Несколько высотных зданий от 15 до 35 этажей будут выстроены каскадом. Для строительства комплекса из Китая привезут 120-метровый башенный кран.
* А на III Инвестиционном форуме в Красноярске был представлен проект 100-этажной башни! Выше московских Триумф-Паласа и Федерации! Вот только бы инвесторов найти...
От тяжести такой земля дрожит.
Тайбэй-101 -- на сегодня самый высокий небоскреб. И самый тяжелый. Это очень беспокоит сейсмологов -- они считают, что Тайбэй-101 спровоцировал два недавних землетрясения.
До строительства небоскреба котлован Тайбэя был очень стабильной зоной. Однако когда начал расти Тайбэй-101, почва под его фундаментом заколебалась. Случалось до двух небольших землетрясений в год. А после завершения строительства произошло два крупных землетрясения (мощностью 3,8 и 3,2 балла). Прямо под небоскребом.
Тайваньский геолог Чэн Хун Линь высчитал, какое давление на поверхность оказывает небоскреб. Его 700 тысяч тонн распределены на площади 16 кв. м, и значит, на землю под зданием осуществляется огромное давление в 4,7 бар. Оно вызвало расхождение древнего разлома.
Если это действительно так, то возникают сомнения в связи с различными мегапроектами.
Кстати, водохранилища также могут вызвать колебания, если их размеры слишком велики. А еще активно провоцируют землетрясения нефте- и газодобытчики.
Чтобы выжить в высотке.
Раньше от архитектуры высотных зданий требовались функциональная целесообразность, соразмерность, прочность и красота. Но после 11 сентября главным требованием стало -- безопасность.
Небоскреб должен дать человеку возможность выжить, даже если он горит или взрывается, или в него попали отравляющие вещества. А для этого он должен обладать несколькими уровнями защиты.
И вот что планируют зодчие для современных высоток.
* Стены будут возводить из сверхпрочного бетона с добавками стекловолокна и стали. Он будет гасить взрывную волну и в случае повреждения обвалится крупными фрагментами, а не мелкой россыпью. Спасатели говорят, что под крупными обломками шансов выжить гораздо больше. Здания из такого бетона обладают повышенной сейсмостойкостью.
* Снаружи небоскребы будут облицованы стальными пластинами. Они уменьшат вероятность воспламенения реактивного топлива врезавшегося в небоскреб самолета и поглотят взрывную волну.
* Между этажами будут оборудованы бункеры со специализированными вентиляционными фильтрами. Подобные межэтажные "блиндажи" уже применяются в Китае.
* Каждый этаж будет снабжен лазерными датчиками, способными распознавать отравляющие и взрывчатые вещества в крайне малых концентрациях.
* Лифты и пожарные лестницы будут изготовлены из пуленепробиваемых пластин.
* Пожарная сигнализация будет работать независимо от напряжения в сети. А тушить пожары будут высокотехнологичные спринклеры, разбрызгивающие вещество, неспособное повредить сверхчувствительную аппаратуру.
От огня бежать далеко.
При пожаре в небоскребе здание быстро из-за эффекта "дымовой трубы" заполняется дымом и огнем. А альтернативных путей эвакуации просто нет. Лифт сгорел, по лестнице не пройти...
Поэтому нередко при пожарах в высотках погибает много людей. В высотной гостинице Сеула (1972 г.) сгорело 163 человека, в административном здании в Сан-Пауло (1974 г.) -- 220 человек, после теракта в торговом центре Нью-Йорка (2001 г.) погибло около 3 тыс. человек.
Весной этого года в Мадриде сгорело 32-этажное офисное здание. Счастье, что в этот момент в здании никого не было, но потушить пожар, начавшийся на верхних этажах, пожарные не смогли. Выгорело все.
В России таким трудным опытом борьбы с огнем на высоте стал пожар в Останкинской башне. Но и здания повышенной этажности у нас не менее опасны. Так, при пожаре в гостинице "Россия" (1977 г.) погибло 42 человека.
Космическое НПО имени Лавочкина спроектировало надувное устройство для спасения из горящих небоскребов. Оно дает человеку реальный шанс на спасение -- возможность покинуть помещение через окно.
В сложенном виде "Спасатель" представляет собой небольшой ранец. В случае возникновения чрезвычайной ситуации его надо надеть на спину, защелкнуть замок на груди, сесть на подоконник спиной к улице и дернуть за рукоятку.
Вот только сколько таких "Спасателей" надо иметь на каждом этаже высотки, особенно если это офис или гостиница?
Террорист не пролетит.
А что сделать, чтобы самолет не смог врезаться в небоскреб, даже если пилоту очень этого хочется?
Радикальное решение задачи было внедрено сразу после 11 сентября 2001 года -- вокруг Вашингтона и других крупных городов США развернули комплексы ПВО.
Но авиаконструкторы полагают, что более гуманно установить на пассажирских самолетах систему управления, с помощью которой наземный центр может взять управление на себя. Правда, если террористы захватят и этот наземный центр -- последствия опять будут плачевными.
Альтернативу предложил Эдвард Ли из Калифорнийского университета. Система управления самолетом должна сама сопротивляться попытке пилота залететь "куда не надо". Она автоматически будет уводить лайнер с опасного курса. Для этого в базу данных надо записать координаты всех запретных для полетов районов. Контроль за полетом будет осуществляться с помощью бортового GPS. Система работает автоматически, независимо от наземных пунктов управления.
Но вот беда: террористы могут сосредоточить усилия на взломе центра управления системой GPS. А оттуда можно одним махом направить в ложном направлении все летящие самолеты и все плывущие суда.
Самые высокие здания мира.
Тайбэй-101 (Тайвань) -- 508 м
Башни Петронас (Куала-Лумпур, Малайзия) -- 451,9 м
Сирс-Тауэр (Чикаго, США) -- 443,2 м
Международный финансовый центр (Гонконг) -- 420 м
Дзин Мао (Шанхай, Китай) -- 420 м
Эмпайр Стэйт Билдинг (Нью-Йорк, США) -- 381,3 м
Бурж-эль-Араб (Дубай, ОАЭ) -- 321 м
Крайслер Билдинг (Нью-Йорк, США) -- 319 м
Трамп Уорлд Тауэр (Нью-Йорк, США) -- 269 м
Триумф-Палас (Москва, РФ) -- 264,5 м
Коммерцбанк (Франкфурт-на-Майне, ФРГ) -- 259 м
Мессетурм (Франкфурт-на-Майне, ФРГ) -- 257 м
МГУ им. Ломоносова (Москва, РФ) -- 240 м
Валентина БОГОМОЛОВА

0 коммент.:

Отправить комментарий