пятница, 3 июня 2011 г.

Сейлормун и все-все-все.

Как веселые картинки стали мангой.
Аниме (от английского animation) -- дитя цивилизации. Оно лишь оживило то, что существовало в Японии почти тысячу лет. Речь идет о манге.
В XII веке буддийский священник и художник Какую окунул кисточку в тушь и на четырех бумажных свитках изобразил "Веселые картинки из жизни животных" -- историю похождений монахов, нарушающих устав монастыря.
Интересно, что сказал бы родоначальник жанра, увидев "танкобоны" -- толстущие книги с невероятными рисованными историями и потрясающей графикой? Правда, так и оставшейся черно-белой. Цветными стали только обложки, заставки (с представлением героев) да пара иллюстраций. На всю книгу небольшое предисловие, а потом картинки, картинки и короткие подписи к ним.

Читать и писать на родном языке японские детишки могут только после окончания начальной школы, в двенадцать лет, слишком уж сложное это искусство. Поэтому-то истории с картинками и получили такое распространение.
Большая часть нынешней манги -- это сериалы, печатающиеся в газетах и журналах. Обычная порция -- 15-20 страниц в неделю. Самые удачные манги выходят отдельной книгой. Объем издаваемых историй в картинках достигает 30% всей печатной продукции Японии.
Для малышей печатается манга без подписей: сказочки, зверушки; для подростков -- истории о первой любви, школьных проблемах, вампирах, оборотнях, космических роботах, пиратах, злобных инопланетянах, ужасы, мистика. Не забыта и аудитория постарше -- есть семейная манга, есть "для взрослых" с более чем откровенными картинками.
Чиби рядом? Я дурачусь!
Само словечко "манга" появилось не так давно -- в начале XIX века, но быстро завоевало почти весь мир. Поклонники старательно переводят тексты, издают большими тиражами, сочиняют продолжения. Рисуют неофициальные продолжения -- так называемые додзинси. Ну а создатели наиболее популярных манг -- национальные японские знаменитости и долларовые миллионеры.
Понятна ли западным зрителям манга? Еще как! Конечно, есть ряд экзотичных моментов, которые могут сбить с толку. Так, читать, точнее, смотреть мангу следует с крайнего верхнего правого угла -- поскольку пишут японцы тоже справа налево; если вокруг героя появляется ореол цветов, значит, его вам представляют. Карикатурно-маленькие (чиби или чибики) изображения героев -- признак того, что герой начинает дурачиться и вести себя по-детски. Когда рядом с персонажем появляется капля -- он смущен, можно сказать, стек на коврик. А когда крестик -- зол и раздражен.
С появлением мультипликации нарисованные герои получили цвет, начали двигаться и говорить. Иначе и быть не могло. Кстати, об озвучке. Аниме упрекают в излишней наигранности голосов, их писклявости -- так вот, делается это специально. Учитывая ограниченность мимики героев, применяется акцентированное "театральное произношение". Иначе не создать должного накала страстей. Плюс в Японии высокий женский голос считается красивым и привлекательным, а низкий -- ассоциируется с угрозой. Озвучивают аниме (сейю) профессиональные актеры, но многие специально ищут аниме только с субтитрами, без озвучки, дабы насладиться по полной программе.
Иногда, когда аниме снимают по манге, в мультфильм входят не все сюжетные линии -- не хватает экранного времени, поэтому понять весь смысл аниме, не видя соответствующей манги, -- нельзя.
Выбери свой мир.
Любой сериал живет по своим сериальным законам. Первый из них -- чем длиннее, тем лучше. Достигнуть этого, не потеряв аудиторию, можно только одним способом -- внушить зрителям любовь к героям. А для этого герои должны иметь свои четко прописанные характеры, индивидуальность, даже шарм. Ну и, конечно, сюжет. Истории интересны, не банальны, хотя следует оговориться, что речь идет только о самых удачных образцах жанра -- низкопробной чуши в любой масскультуре хватает.
Но в японских рисованных сериалах есть еще кое-что, что привлекает взрослую западную аудиторию. Восточная экзотичность, налет трагизма в отношениях, любование смертью, даже злом, но главное, по-моему, -- это разнообразие фантастических миров -- проработанных в деталях, со своими законами. Это могут быть миры средневековья -- того, что знает автор, волшебные, инопланетные, параллельные миры и вселенные. Не нужно строить дорогостоящие декорации, подробно описывать свою идею словами -- мир в воображении читателя-зрителя возникает мгновенно, ведь лучше один раз увидеть... Кого-то увлекает духовная сторона -- бесстыдно заманчивый прекрасный мир, где все красиво, а души героев чисты и величественны. А кто-то без ума от белого и пушистого кавая.
Глаза велики у юности!
А что насчет чувств персонажей, насколько удается их выразить? Тут приходят на помощь символы. Например, цвет волос помимо чисто утилитарных функций (чтобы различать героев лучше) символизирует характер персонажа: рыжие -- вспыльчивые, взрывные, блондины -- спокойные. Мелькающая красная нить -- знак того, что судьбы двух персонажей неразрывно связаны. Сполохи пламени или бурные волны -- персонаж разъярен или разгневан... или вот еще -- отрезание волос -- знак отказа персонажа от своей текущей жизни. После этого он "умирает" для своего прежнего круга общения и уходит в странствие, чтобы не возвращаться. Колебание волос и одежды -- знак активности персонажа, его напряженной внутренней жизни. Большие глаза... о них стоит сказать особо. Считается, что подобным образом японцы выражают свои комплексы, мол, хотят иметь большие глаза. Да, хотят. Но не потому что мечтают походить на европейцев, а потому что и в японской культуре большие глаза -- это признак красоты. А у кого из народов Земли считается, что глазенки должны быть как можно уже? Плюс большеглазость -- символ молодости персонажа, его открытости миру, невинности. Если персонаж, несмотря на молодость, искушен в жизни -- глаза у него будут маленькие или узкие.
У японцев нет желания непременно все разжевать и положить в рот. У зрителя всегда остается возможность домыслить, заполнить пробелы в манге и аниме, поразмышлять над открытым финалом, над тем, что непонятно, противоречиво, непривычно. Как непривычен финал "Верескового меда".
Вперед, отаку!
Поклонники (отаку) аниме и манги есть по всему миру. Россия -- не исключение. Местные отаку, как и фэны других вымышленных миров, претерпевает многочисленные страдания и лишения. Ибо то, что выходит на лицензионном DVD или показывают по каналу MTV в России, -- капля в море.
Остальное достают кто где может. Главный источник, конечно, интернет. Масса сайтов создана фэнами аниме, которые сканируют, переводят мангу, обмениваются информацией, продают и покупают диски.
Аниме и мангу можно найти на любой вкус: от традиционных мыльных опер о любви до... паропанка! Что это? Истории, рассказывающие о мирах, находящихся на уровне развития Европы конца XIX века. Революция машин и паровые двигатели. Дирижабли, аэропланы, паровозы, пароходы и прочая эстетика ретро.
Только для взрослых.
Рассказывая об аниме и манге, нельзя не сказать о хентае и яое. К сожалению, если знакомство с японскими комиксами начнется именно с них, то часть аудитории решит, что аниме -- это японская порнушка. В общем-то, верно, хентай -- это аниме с элементами крутой эротики. Сюжета там может и не быть, главное -- секс. Хентайных мотивов очень много в любительских додзинси. Хотя и авторы популярнейших манг рисуют хентайные додзинси на свои произведения. Говорят, все потому, что у японцев необычное для нас отношение к сексу -- с налетом юмора, что ли.
А еще есть яой. Эти истории посвящены гомосексуальным отношениям, но сами герои на реальных лиц нетрадиционной сексуальной ориентации не тянут. Дело в том, что целевая аудитория потребителей яоя преимущественно женская.
От дам для дам. Дело в том, что в начале 50-х годов прошлого века на сцену в качестве авторов манги вышли женщины. Их интересовали "женские темы" -- любовные треугольники, драмы, трагедии, но традиционная роль женщины в стандартных ситуациях их не устраивала, они жаждали более активной позиции персонажа. Женщина в манге не могла встать к рулю боевого звездолета, попутно решая проблему "любит -- не любит". Поэтому появился женоподобный юноша, ведущий в личных отношениях себя как девушка -- со всеми вытекающими отсюда проблемами и последствиями.
Что ж, каждый выбирает для себя, что смотреть. Но если вам не понравился мульт -- не спешите выносить приговор, посмотрите другой. И еще один. Возможно, что-то и зацепит. А если нет, истинные отаку скажут: "Нам больше достанется!"
Манга и аниме подарили человечеству:
* Добуцу (пушистики) -- аниме о человекоподобных "пушистых" существах. Вот уж где вдоволь кавая. Самый известный пример -- покемоны.
* Меха -- сложные механизмы а-ля гигантский робот. Помните Вольтрона? "Я же буду головой!" Трансформеры из той же серии.
* Сэнтай -- (группа/команда) -- приключения этой команды, борющейся с кем-либо или с чем-либо.
* Махо-седзе -- девочки-волшебницы, Сейлормун и иже с ней.
* Спокон -- о юных спортсменах, добивающихся успеха путем воспитания в себе воли к победе.
Как вы понимаете, речь идет не о единичном мультфильме или манге, это полноценный жанр -- с лучшими и худшими образцами, со своеобразной классикой и, конечно, толпой фанатов.
Елена ГАДЗИНСКАЯ

0 коммент.:

Отправить комментарий