среда, 1 июня 2011 г.

Вы слыхали, как поет кастрат?

Кастраты -- удивительное явление европейской культуры. Их были тысячи. Они не только услаждали своим необыкновенным пением сердца прихожан и оперных слушателей. Сотни кастратов не смогли добиться значительных высот в искусстве и стали монахами, священниками, а с некоторыми из них судьба обошлась жестоко, и они опустились на самое дно жизни. Интерес к кастратам не утихает до сих пор. Их даже выкапывают из могил!

Достали Фаринелли.
В Италии эксгумированы останки знаменитого певца-кастрата Фаринелли, жившего в XVIII веке. Ученые собираются изучить скелет певца, взять пробы для проведения анализа ДНК, измерить окружность грудной клетки и выявить физиологические особенности, определившие его великолепный голос. На сегодняшний день это единственный скелет кастрата, которым располагают ученые. Они хотят определить облик певцов, узнать, были ли они похожи на карикатуры XVIII века, где кастратов представляют женоподобными, с развитой грудью и толстыми ягодицами, или же непомерно высокими и худыми -- так, например, выглядит Фаринелли на своих официальных портретах. На гравюрах, изображающих Фаринелли вместе с его коллегой, певцом-кастратом Сенезино, можно увидеть двух долговязых мужчин с непомерно маленькими головами, которые непомерно возвышаются над своими коллегами, обычными оперными певцами.
Эксгумация прошла на кладбище в Болонье, где певец умер в 1782 году. Фаринелли (настоящее имя Карло Броски) получил европейскую известность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1705 году, дебютировал в качестве певца в Риме, затем пел в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне, Париже. Фаринелли прожил 77 лет. Он выбрал себе сценический псевдоним, позаимствовав имя известного итальянского судьи. Певца-кастрата прозвали Il ragazzo (Мальчик). С возрастом Мальчик стал влиятельной политической фигурой при испанском королевском дворе. Он был назначен директором театров Мадрида, затем возведен в рыцарское достоинство, а при Фердинанде VI стал министром. Однако когда на испанский престол взошел Карл III, Фаринелли вернулся в Италию и обосновался в Болонье, где умер в 1782 году.
Над анализом останков великого певца будут работать ученые из итальянских университетов Болоньи, Пизы и Флоренции. Скелет находится в плохом состоянии, работа по извлечению останков была тонкой и сложной, так как певец был похоронен вместе со своей племянницей.
Для справки.
Кастрация, оскопление, холощение -- хирургическая операция. При полной кастрации отсекались пенис и яички. При неполной отрезались только яички или перерезался семенной канатик. Евнухи в гаремах -- полные кастраты.
Неполное кастрирование производилось с целью вызвать в организме гормональный дисбаланс. Кастраты жили очень долго и, как предполагается, были очень высокими. У них вырастала густая шевелюра на голове, но не было волос на теле и ногах. Но главным было то, что у них не утолщались голосовые связки, не ломался голос, а в районе грудной клетки грудь выдавалась вперед. Все эти физиологические особенности давали кастратам возможность особым образом контролировать громкость звука и дыхание. Композиторы того времени создавали виртуозные оперы в расчете на это. Слушателей захватывала и очаровывала яркая красота вокального тембра.
Ангельский быть должен голосок.
Искусство кастратов, пожалуй, самый странный феномен в истории западной музыки. Кастраты приносили самые большие кассовые сборы театрам и музыкальным залам. Евнухи всегда были неотъемлемой частью исламского мира, а первой и единственной западной страной, где широко применялась кастрация, стала Италия XVII-XVIII веков.
Операция считалась незаконной, но родители мальчиков, чтобы избежать уголовного преследования, ссылались на несчастные случаи. Под нож ежегодно отправляли пять тысяч мальчиков предпубертатного возраста, как правило, из бедных семей. Из них на успешную карьеру могли надеяться немногие, однако возможность разбогатеть и простота операции -- надреза семенного канатика -- казались слишком соблазнительными и заставляли закрывать глаза на риск. Нищие родители, обнаружив у своего ребенка хороший, как им казалось, голос, стремились любой ценой сохранить его и обеспечить своему отпрыску певческое будущее. Большинство детей умирало во время или после операции. Среди выживших лишь единицам удавалось достичь исполнительского мастерства. Остальные, как правило, становились изгоями общества. Но риск стоил того: оперная карьера обычно дополнялась должностями в церковных капеллах и хорошо оплачиваемыми частными уроками. Многие из знаменитых кастратов были замечательными педагогами, создавшими свои вокальные школы. В XVII-XVIII веках именно это обусловило невероятный расцвет певческого искусства. Обеспеченность, слава, почет, высокое положение при дворе, а иногда даже успех у женщин -- все это примиряло кастратов с их физической неполноценностью.
"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью".
Почему возник спрос на кастратов? Видимо, это связано с тем, что женщинам запрещалось петь в церкви. Такой запрет действовал и в оперных театрах Рима. Католическая церковь многократно осуждала практику кастрации. Но продолжала приглашать кастрированных певцов в капеллы, потому что они обладали безупречной вокальной техникой, виртуозно владели импровизацией.
Постепенно опера распространилась на всю Европу, став любимой забавой и простых горожан, и аристократов. Оперные солисты занимали умы горожан больше чем монархи или политики. Кастраты, как и сегодняшние примадонны, часто отличались капризным нравом и становились героями громких театральных скандалов и пикантных анекдотов. Среди самых известных кастратов имена Каффарелли, Сенезино, Ферри, Сифаче, Маркези и Фаринелли.
Закат искусства кастратов пришелся на начало XIX века. Постепенно они вышли из моды, а спросом стали пользоваться полнокровные тенора. Сегодня музыку, написанную для кастратов, исполняют меццо-сопрано или альты.
И зачем тебе девица?
Женщины сходили с ума по кастратам. Как свидетельствуют дневники того времени, романтическая связь с кастратом считалась заманчивым приключением. Этому способствовало и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности (эти мужчины были бесплодны, но способны на эрекцию и оргазм). Не меньше женщин "экзотическими существами" увлекались и мужчины. Имя Фаринелли можно встретить в воспоминаниях Джакомо Казановы в качестве одного из довольно известных любовников. Гомосексуальность и трансвестизм всегда следовали рядом с кастратами. Церковь закрывала глаза на то, что за покровительством кастратам высокопоставленных священников и светских особ часто скрывалась интимная связь.
Мы не познали наслажденья...
Несовершенство техники того времени не позволяет нам убедиться в чудесных свойствах голоса кастратов. Последний европейский певец-кастрат Алессандро Морески прожил так долго, что сохранились граммофонные записи его голоса, сделанные в 1902 и 1904 году. К сожалению, по ним невозможно определить, в чем же именно заключалась неземная красота пения: записи находятся в очень плохом состоянии и при попытке их воспроизвести можно услышать лишь скрежещущий вой. Остается лишь верить заметкам свидетелей, утверждающим, что дамы, слушая виртуозное пение кастратов, лишались чувств и что тот, кто не жил в эпоху кастратов, не знает, что такое истинное наслаждение.
Гаремы требуют жертв.
У здоровых людей, помимо изуверских сект, в настоящее время кастрация еще практикуется в Турции для приготовления евнухов, хранителей гаремов. Ходят слухи, что для этого в Египте оскопляют мальчиков-негров в возрасте от 6 до 9 лет чудовищно-варварским способом: отрезают целиком наружные половые органы, на рану наливают кипящее масло, насыпают на нее порошок алканного корня, вводят в остаток мочеиспускательного канала трубочку и зарывают этих мальчиков по пояс в песок на 24 часа; Затем на рану накладывается повязка с мазью из глины с маслом. Четверть оперированных погибает.
Пригожин в ауте.
На российской эстраде появился новый проект -- "Мадам Баттерфляй". Под этим именем выступает обладатель редчайшего мужского голоса (контртенор) Олег Березинских. Его уже можно было видеть на телеэкране в качестве приглашенной звезды "Фабрики звезд-6".
Олег окончил Самарское училище культуры, затем Санкт-Петербургский институт культуры (оба по специальности режиссура драмы). Случайно он попал на прослушивание в Санкт-Петербургскую консерваторию. Там спел сначала баритоном, затем драматическим тенором. Преподаватели были восхищены диапазоном голоса и предложили подавать документы на поступление. Но тут Березинских запел еще одним голосом, который сам назвал "женским". Все онемели. Олег оказался обладателем редчайшего голоса -- "голоса кастрата", контртенора. Сегодня Олег Березинских -- первый и единственный выпускник-контртенор за всю 140-летнюю историю Петербургской консерватории.
Вопросами об анатомических особенностях молодого человека замучили все -- от педагогов до однокурсников. Он решил, что правды не расскажет никому. Надо блюсти интригу. Но не надо забывать, что не всегда подобное чудо -- следствие варварского насилия над природой человека.
Необыкновенным обещает быть и сценическое шоу нового проекта. За него взялся солист группы "Чай вдвоем" Станислав Костюшкин. Продюсерством Стас хотел заняться уже давно, но все не мог найти что-то необычное. Услышав голос Олега, он воскликнул: "Это фантастика! Олег станет первой серьезной заявкой российской музыкальной культуры, претендующей на настоящую уникальность! Это должны услышать все!"
Проект взял под свое крыло продюсерский центр Максима Фадеева. Хотя об этом мечтал Иосиф Пригожин, победил Макс. Иосиф Игоревич теперь кусает локти, он уговаривал Костюшкина продать проект, но Стас был непреклонен.
Костюшкин вложил в Олега Березинских около $500 000 и немеряно моральных средств: сплетники уже стали называть его голубым и приписывать романы с кастратом.
Р.S. Самая непопулярная сказка Пушкина Александра Сергеевича -- "Сказка о золотом петушке". Не замечали? Ее не читают детям в детсадах, и в школе на ней не останавливаются, и мультик этот редко показывают. Про царя Салтана -- пожалуйста. Про Золотую рыбку -- за милый мой. А про Золотого петушка -- нет. Поинтересовалась у знакомой преподавательницы, в чем причина такой несправедливости. Заслуженный работник образования округлила глаза:
-- Ты что? Там же скопец. А если дети спросят, кто это такой, как ты им объяснять будешь?
Подумаешь. Я бы объяснила. Тем более, современным детям. Тем более, ничего крамольного в этом нет.
Дарья УСАТОВА

0 коммент.:

Отправить комментарий