четверг, 15 июля 2010 г.

Предостережение

Что скрывает пустынно-картинная галерея Наска
Народ наска покрыл 70 квадратных километров перуанских пустынь гигантскими рисунками, большинство из которых можно обозреть только с высоты птичьего полета. Зачем? И почему исчезла эта цивилизация?
Подарок пустыни
В 20-х годах прошлого века бесплодная перуанская равнина в 400 километрах к юго-востоку от Лимы преподнесла сюрприз -- 13 000 гаргантюанских песчаных картин. Треугольники, трапеции, изображения животных и растений, достигающие в длину до 20 километров, были случайно обнаружены авиаторами.
Линии в Наска подразделяются на два вида: биоморфы (или биоморфные фигуры) и геоглифы. В числе первых около 70 растительных и животных фигур (среди них 300-метровый пеликан, 45-метровый паук и 108-метровая обезьяна с необычным спиральным хвостом), и все они кажутся нарисованными по одной только прихоти. А вот около 900 строго геометрических геоглифов (треугольники, зигзаги, спирали, круги и прочая), похоже, созданы с некими прагматическими целями. Многие фигуры ошеломительно огромны: трапеция покрывает площадь в 140 тысяч квадратных метров, одна из прямых линий тянется на девять миль.
Ученые всего мира и сегодня еще бьются над головоломкой самой большой в мире коллекции геоглифов. Что же хотели передать потомкам индейцы наска? Для чего они, не оставившие никаких письменных свидетельств своей культуры, превратили пустыню в огромную галерею?
Созвездие Наска?
Историк Пол Косок решил, что наземные рисунки отражают календарные и астрономические наблюдения древних. Он назвал эти узоры на земле "крупнейшей астрономической книгой в мире". А ученица Косока, немецкий математик Мария Райхе, пять десятков лет прожив в пустыне Наска, пришла к выводу, что на плато присутствуют солнечные и лунные линии, геометрические фигуры ориентированы на звезды, а изображения животных представляют собой созвездия. Однако компьютерный анализ, реконструировавший движения в небе Наска на протяжении семи тысяч лет, выявил, что 80 процентов геометрических фигур на плато не содержат никакой связи с перемещением небесных тел.
Филлис Питлуга, старший астроном чикагского планетария, разгадывала рисунки Наска путем разбивки биоморфов по типам (птицы, звери, растения...) и изучала прямые линии, связанные с каждой группой. Она считает, что каждый набор линий указывает на темные места в Млечном пути. Знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с фигурой прямые характеризуют склонения трех звезд в Поясе Ориона. Но Питлуга исследовала только 28 из 70 биоморфов, и некоторые из них не сочетаются с космической картиной. Например, группа линий, связанная с биоморфами кита, указывает на контур созвездия, которое жители Анд рассматривают не как кита, а как змея.
Астроном же Энтони Авени считает, что разгадка тайны линий найдется на самой земле, а не в небе. По его мнению, если астрономия здесь и присутствует, то только в виде линий, указывающих на точку горизонта, где вставало и заходило солнце около 1 ноября. А это -- начало сезона дождей, время, когда древние насканцы могли вымаливать у своих богов грядущее плодородие.
Священные тропы?
После того как "астрономическое объяснение" загадочных линий было почти окончательно похоронено наукой, ученые стали искать более приземленные толкования древних "художеств". Например, биоморфы объяснили попыткой выразить взаимоотношения между людьми и животными, в которых воплощались религиозные или моральные принципы. Профессор астрономии и антропологии Энтони Авени нашел логику в запутанной мозаике. Стерев с карты плато Наска все фигуры и линии за исключением прямых, он обнаружил, что оставшиеся ведут к "лучевым центрам" (наподобие того, как дети рисуют солнце с расходящимися линиями-лучами, но без самого солнечного круга). Авени и антрополог Гарри Артон выявили около 800 прямых линий, ведущих к 62 лучевым центрам, которые находятся на вершинах холмов, откуда вода стекает в долину. А трапециевидные фигуры почти всегда расположены неподалеку и часто ориентированы параллельно водному потоку.
Специалисты пришли к выводу, что линии служили для сакральных целей -- они обозначали дороги, по которым люди приходили в лучевые центры для отправления священных ритуалов, связанных с водой. О природе этих ритуалов можно только догадываться.
Раскопки подтверждают данную точку зрения. Неподалеку от крупнейших трапециевидных фигур археологи находят морские раковины и богато украшенные церемониальные сосуды для питья. Раковины на всей территории Анд считаются миниатюрными изображениями источников воды.
Антрополог Йоган Рейнгард нашел в Боливии современное подтверждение гипотезы: жители деревни шли по прямой линии, выложенной из камней, прямо на вершину холма, где танцевали и молились о дожде.
Или дороги жизни?
Дэвид Джонсон, ученый из Массачусетсского университета, уверен, что сумел разгадать тайну древних художников-мегаманов. Он считает, что загадочные линии образуют карту подземных водных источников. Однако способны ли на это люди, у которых не было даже письменности?
Грандиозные царапины на поверхности получались путем отгребания в сторону вулканической гальки, в результате чего обнажилось светлое основание пустыни -- желтоватый песок и глина. Даже небольшая группа людей вполне способна наметить длинную прямую линию невооруженным глазом и вручную разгрести камни, размером не превышающие футбольный мяч.
Кроме того, наземные рисунки -- не единственные широкомасштабные археологические чудеса, оставленные древними обитателями. Пустыню опоясывают акведуки (их называют puquios) -- обширная система каналов, глубиной до 9 метров и длиной до полумили, тщательно облицованных булыжником. Большинство из них сооружены в шестом столетии нашей эры, когда на этой территории стояла большая засуха. Археологи пришли к мнению, что это каналы, вода в которые поступала из геологических разломов.
Даже не имея письменности, можно знать, где находятся подземные воды, селиться рядом с ними, строить акведуки для использования воды и чертить линии, обозначающие местонахождение, размер и направление подземного потока. А паука и обезьяну древние насканцы тесно связывали с водой, считая символами плодородия.
Проклятие богов
Итальянский археолог Джузеппе Орефици возглавляет группу ученых, которая работает в Перу с 1982 года. (Некоторые его находки, представленные на этой странице, уже включены в экспозицию музея, организованного прямо на месте раскопок.) Орефици ближе других подошел к разгадке гибели таинственной цивилизации наска. Оказывается, религиозный центр наска Кахуачи был специально подожжен после нескольких природных катастроф: землетрясений, проливных дождей и оползней, случившихся в середине четвертого века нашей эры. Наска решили, что боги прокляли их. Жрецы не смогли умилостивить богов и отвести беду. Оставался один выход: народ сжег священный город. Вера в богов и правителей пошатнулась, и государство быстро пришло в упадок и исчезло.
Не эту ли трагичную историю как предостережение потомкам воплотили индейцы в песках пустыни Наска?
Егор ПАВЛОВ

0 коммент.:

Отправить комментарий