среда, 14 июля 2010 г.

Трудно быть магом

Жизнь, смерть и миф Карлоса Кастанеды
...Карлос трясся от страха. За многие годы обучения у дона Хуана он, казалось бы, привык ожидать от своего загадочного, грозного и одновременно ироничного учителя чего угодно. Но то, о чем он говорил ему сейчас, стоя вместе с ним у порога маленькой католической церквушки в одном из бесчисленных городков Южной Мексики, повергало Карлоса в животный, неконтролируемый ни телом, ни разумом ужас. Он предлагал ему заглянуть в бездну. Поздороваться с ней, поговорить. И принять ее дар. Нет, он настаивал на этом!

Дон Хуан утверждал, что внутри церкви Карлос столкнется с существом, которое сумело победить смерть. И живет уже много тысяч лет. Когда-то это существо было одним из самых могущественных магов-толтеков, действовавших на территории современной Мексики в незапамятные времена. Благодаря своим неординарным способностям, этот маг нашел способ избегать лап смерти снова и снова, существуя в нашем, а также во множестве других миров. В том числе и созданных им самим при помощи силы, которую маги называли "намерением". Но для поддержания своего существования Победившему Смерть требовалась энергия. Он получал ее от представителей все новых и новых поколений магов, взамен отдавая им секреты невероятных превращений, ставшие известными ему за многие сотни лет бесконечного скитания по самым укромным уголкам Вселенной. И вот настала очередь Карлоса, ученика дона Хуана...
Наконец, спустя несколько часов непрерывных споров с учителем, Карлос вошел в церковь. На одной из скамеек его ждала женщина. Самая обычная -- не красивая, невысокая, индианка, на вид лет 40. Она заговорила с ним голосом, показавшимся Карлосу знакомым. Внезапно из глубин мозга к нему пришел ответ: это был голос его кормилицы Хермелинды, которую он совсем не знал, т.к. она была сбита грузовиком задолго до того, как Карлос начал осознавать себя.
Женщина, увидев смятение Карлоса, засмеялась и начала говорить своим обычным голосом -- низким, вкрадчивым, насмешливым, властным... Затем они вышли из церкви. Им нужно было о многом поговорить. Спустя некоторое время женщина сообщила Карлосу о том, что город, по улицам которого они сейчас идут, -- плод ее "намерения". Он не существует в том, что обычные люди называют "реальностью". "Это сон. Ты находишься у Четвертых Врат Сновидения, видя во сне мой сон"...
Очнулся Карлос в гостинице. Выйдя на улицу, он пошел к церкви, где и встретил дона Хуана. Прежде чем он начал рассказывать о тех невероятных и ошеломляющих часах, которые он провел с женщиной, дон Хуан сообщил Карлосу, что его не было 9 дней.
Спустя много лет Карлос Кастанеда описал эту историю в своей девятой по счету книге "Искусство сновидения", выпущенной в 1993 году американским издательством Harper Collins Publishers.
Последний вопрос
18 июня 1998 года мировые информационные агентства сообщили о том, что Карлос Арана Кастанеда скончался 27 апреля того же года в возрасте 72 лет от цирроза печени в своем доме в Вествуде, Калифорния. Информация об этом поступила от адвоката Кастанеды Деборы Друз. По ее словам, никакого погребального ритуала не проводилось, тело было кремировано в день смерти, пепел увезен в Мексику -- туда, где, согласно книгам Карлоса Кастанеды, находится невидимый для глаз обычных людей дом, в котором живут наследники древнейшей на земле традиции эзотерического знания. Этакая мексиканская Шамбала. Благодаря книгам, рассказывающим о невероятных, ужасных и захватывающих приключениях, пережитым Карлосом Кастанедой после того, как он стал частью этой замкнутой системы, построенной на первобытной магии и шаманизме, его имя стало символом одного из самых невероятных мифов XX столетия. А сам Карлос Кастанеда стал миллионером и в какой-то степени поп-звездой: тиражи его книг исчислялись миллионами.
Смерть Кастанеды -- один большой вопросительный знак. Была ли это обычная смерть старого больного человека, который заморочил голову всему миру своими россказнями, либо был совершен ритуал перехода в иные миры, описанный в книгах К.К., когда физическое тело человека просто-напросто исчезает в нашем мире? Не является ли вся эта история тщательно подготовленной мистификацией, призванной отвратить взоры праздного мира от человека, в обязанности которого, согласно принятым им правилам, входит осуществление перехода в иные миры помимо себя самого также и группы из семи соратников и подготовка следующей группы последователей, которая в свой черед последует вслед за ними?
Остались и вопросы более приземленного характера. Осталась женщина, называющая себя вдовой Карлоса Кастанеды. Ее имя Маргарет Раньян Кастанеда. Не знаю, жива ли она сейчас. В 1998 году ей было 77. В январе 1960 года она действительно вышла замуж за Карлоса. В 1973 году официально развелась, но так или иначе поддерживала с ним отношения до самой его смерти. Она написала о нем книгу, которая вышла за год до его смерти. В послесловии этой книги говорится, что "в настоящее время она проживает в Солт-Лейк-Сити (штат Юта)".
У этой женщины есть сын, Адриан Вашон, также известный как Карлтон Джереми Кастанеда. Наличие двух имен одновременно объясняется тем, что его биологическим отцом был другой мужчина, однако Кастанеда считал мальчика своим сыном, с настоящим отцом ребенок не общался.
Кастанеда оставил завещание, якобы написанное за 4 дня до смерти. Его вдова и сын утверждали, что подпись под завещанием размыта и не похожа на подпись Кастанеды. Сын подал в суд на адвоката отца, оспаривая подлинность завещания. Дебора Друз отрицала все претензии к качеству завещания, утверждая, что Кастанеда сохранял ясность сознания до самой смерти.
Суд был назначен на октябрь 1998 года в Лос-Анджелесе. О том, чем кончилось дело, у меня никакой информации нет. Возможно, никакого суда и не было, и наследники Кастанеды просто отвалили солидный куш его вдове и сыну.
Там было из-за чего спорить. Имущество Карлоса Кастанеды, оставшееся после его смерти, было оценено в 1 миллион долларов. Что, в принципе, исключает версию о Кастанеде как о банальном жулике. Будь он им, мог бы заработать гораздо больше с совокупного 8-миллионного тиража своих книг, изданных на 17 языках.
Весь этот оставшийся после смерти миллион, согласно завещанию Карлоса, был передан в учрежденный незадолго до его смерти "Фонд Орла". Оценочный общий капитал фонда -- 20 млн долларов. Какая доля из этого фонда принадлежала лично Карлосу Кастанеде при жизни, также неизвестно.
Так или иначе, исчезнув из мира реальных людей, Карлос Кастанеда оставил нам всем один большой вопрос. И очень простой: ЧТО ЭТО БЫЛО?
Мифология
Для миллионов наших соотечественников Карлос Кастанеда -- персонаж сериала "Богатые тоже плачут". Для всех остальных сообщаю, что это действительно так: один из персонажей сериала в самом деле носит знаменитое имя. Более он, однако, ничем среди других персонажей не выделяется и своим именем призван, как видно, обозначить наличие чувства юмора у сценаристов латинского "мыла". О'кей, мучачос, шутка удалась!
А вот в сериале "Симпсоны" над Кастанедой потешались в открытую. В одной из серий Гомер глотает таблетку, переживает мистический опыт и разговаривает с койотом.
В этом нет ничего удивительного. Для современного человека, воспитанного в традициях западной цивилизации, то, о чем рассказывает в своих книгах Кастанеда, может существовать лишь на страницах фантастических романов: разговоры с животными и растениями; превращения в животных, известных и совершенно фантастических; путешествия в иные миры; мгновенные перемещения за тысячи километров; существование одной личности одновременно в нескольких телах; вызывание потусторонних существ из зеркала; встречи и поединки с призраками-пришельцами из других миров, обитающими среди нас в обличии людей. И многое-многое другое.
Проблема в том, что Кастанеда преподносит свои книги как рассказы о личном опыте -- дневники пополам с мемуарами. Одна из его первых книг даже была защищена им как диссертация по антропологии в Лос-Анджелесском университете.
Главный аргумент сторонников правдивости его сочинений: такое нельзя придумать! Это слишком необычно и ни на что не похоже, чтобы быть выдумкой, которые, как известно, все базируются на ограниченном количестве сюжетов.
И действительно, определенные параллели с описываемой Кастанедой системой познания мира можно найти в исследованиях западных авторов по шаманизму, в буддизме и даже в современной западной философии. Но в целом то, о чем пишет Кастанеда, действительно ни на что не похоже. Стоит лишь на секунду допустить, что все это правда, и осознание этого ошеломляет. Книги Карлоса Кастанеды (всего их 11 плюс практическое пособие "Тенсёгрити") наполнены яростью. Яростью познания. Познания мира, о котором, как сказал дон Хуан, нам достоверно известно лишь то, что он непознаваем.
"Это удивительной красоты и силы экзистенциальная поэзия, всплески которой разбросаны по всем его книгам, -- а первые четыре из них можно смело назвать великими. Кастанеда -- величайший поэт и мистик XX века", -- говорит Виктор Пелевин, один из главных популяризаторов Кастанеды и один из первых его переводчиков в России. (От себя добавлю, что упомянутая выше "Искусство сновидения" -- одна из самых страшных книг, прочитанных мною в жизни.)
В одном из своих эссе Пелевин проводит параллели между поэмой "Москва -- Петушки" Ерофеева и книгой Кастанеды "Путешествие в Икстлан". Что ж, в Кастанеде, как в Библии, можно найти что угодно. О том, что последний голливудский хит "Матрица" просто-таки пропитан кастанедовскими идеями, уже говорилось и писалось неоднократно.
Кастанеда давно стал частью поп-культуры. В одном из своих редких интервью он со смехом рассказал о том, как его книги пытался экранизировать Голливуд. По словам Карлоса, когда он представил, как Шон Коннери и Энтони Куин, которые должны были играть в фильме, будут изображать индейских магов Мексики, ему стало так смешно, что он раз и навсегда наложил запрет на все дальнейшие попытки экранизации его сочинений. Впрочем, в среде поклонников Кастанеды существует апокриф о некоем фильме, все же снятом "по мотивам Кастанеды". Судя по тому, что о нем рассказывают, это отменная лабуда.
Кастанеду считают своим хиппи. Во многом это объясняется тем, что в своем изучении кастанедовского наследия волосатики обычно не продвигаются дальше первых трех книг. И действительно, первая книга Кастанеды "Учение дона Хуана" почти полностью посвящена описанию мистического опыта, вызванного или так или иначе связанного с приемом психотропных растений. Тысячи людей во всем мире свято верят в то, что "Кастанеда -- это про наркотики".
Фокус в том, что книги К.К. подобны матрешкам: на первую надевается вторая и т.д. То есть вы читаете первую книгу и думаете, что все поняли в мире индейских шаманов Мексики. Но следующая книга говорит о том, что все, описанное в предыдущей, -- лишь крохотная часть общей картины. И так далее -- по возрастающей. Поэтому для тех, кто желает врубиться поскорее, я бы рекомендовал начать с десятой книги (одиннадцатая -- своего рода дайджест). В этом случае первую можно, в принципе, и не открывать.
Как говорил учитель Карлоса, выведенный им в книгах под именем дона Хуана Матуса (испанский аналог Пети Иванова или Джона Смита), заставить здравомыслящего человека "ступить на тропу знания" можно только хитростью: "Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление. Через минуту ее нужно вновь наполнять водой".
Спустя много лет К.К. имел возможность убедиться в правоте слов учителя. Кастанеда и его соратницы, ведьмы-чакмулы, решили организовать бесплатные семинары для всех желающих овладеть системой физических и дыхательных упражнений индейских магов тенсёгрити (кстати, очень напоминает китайское у-шу). Однако они столкнулись с тем, что никто не хотел посещать бесплатные занятия. И лишь когда за обучение была установлена довольно высокая плата, не стало отбоя от желающих. (Кстати, семинары по тенсёгрити проводились в том числе и в России.)
Через несколько лет после начала "магического" обучения Кастанеды дон Хуан признался ему, что вся эта возня с психоделическими кактусами была нарочно организована им для того, чтобы увлечь в свои сети восторженного студента-антрополога, грезящего о раскрытии наркотических тайн индейских шаманов. "Мой учитель, нагваль Хулиан, обманул меня точно так же. Он воспользовался моей чувственностью и жадностью. Он обещал озолотить меня и свести меня со всеми прекрасными женщинами, которые его окружали. Он пообещал мне богатство, и я попался на удочку. Так с незапамятных времен обманывали всех шаманов моей линии".
По той же причине Хуан Матус называл свою систему знаний магией: старый нагваль знал, что это броское словцо привлечет внимание молодого честолюбивого американского ученого.
Собственно говоря, сам факт появления десятка книг об уроках старого индейца обусловлен не чем иным, кроме как желанием дона Хуана избавить своего ученика-гринго от зуда учености. По свидетельству самого Карлоса, он, разговаривая с индейцем, постоянно вел записи. У него накопились килограммы блокнотов с "полевыми записями антрополога", как он их для себя называл. Для Хуана Матуса же все эти горы бумаги были лишь свидетельством безраздельного потакания К.К. чувству собственной важности -- индульгирования. Карлос предпочитал изучать магию, а не практиковаться в ней. И, дабы удержать ученика, учитель потворствовал его прихоти.
Каждый индульгирует по своему. И, возможно, если бы ученик Хуана Матуса не был интеллектуалом-гуманитарием западного типа, мир так никогда и не узнал бы о традициях мексиканских нагвалей. "Шаманы мой линии -- не учителя или гуру, -- говорил дон Хуан. -- Им плевать на широкое распространение своих знаний. Им нужны только преемники, а не какие-то люди, смутно заинтересованные в этих знаниях по неким интеллектуальным соображениям".
Вот как сам Кастанеда вспоминает о том моменте, который стал отправной точкой для начала работы над книгами:
"-- Дон Хуан, что мне делать с теми тысячами записей, которые я собрал в результате твоего обмана? -- спросил я его в тот раз.
Его ответ стал для меня настоящим потрясением.
-- Напиши о них книгу! -- сказал он. -- Я уверен, что если ты начнешь ее писать, то все равно никогда не воспользуешься своими записями. Они бесполезны, -- но кто я такой, чтобы говорить тебе об этом? Придумай сам. Однако не пытайся писать книгу так, как это делает писатель. Сделай это так, как воин-шаман.
-- Что ты имеешь в виду, дон Хуан?
-- Не знаю. Сам разбирайся.
Он был абсолютно прав. Я так и не воспользовался теми записями. Вместо этого я неожиданно для самого себя написал книгу о непостижимых возможностях существования иной системы познания".
Говоря проще, написанные Кастанедой книги не являются ни строго документальными, ни чистым вымыслом. Скорее, тут подходит выражение "по мотивам". В своих воспоминаниях Маргарет Кастанеда описывает многочисленные случаи того, как К.К. вкладывал в уста дона Хуана положения и тезисы, почерпнутые самим Карлосом из трудов западных философов, в частности, Олдоса Хаксли. А многие положения, которые, как считают поклонники Кастанеды, были преподнесены Карлосу доном Хуаном, на самом деле были услышаны К.К. задолго до встречи с нагвалем на лекциях популярного американского мистика 50-х Невилла Годдарда.
Основанная Кастанедой группа магов, как признавали сами ее члены, сильно отклонилась в своем развитии от традиций индейских шаманов. С одной стороны, это естественно: Хуан Матус говорил, что каждая группа несет на себе печать личности ее предводителя-нагваля, и нет ничего удивительного в том, что группа К.К., в большинстве своем состоящая из женщин, получивших университетское образование, издавала книги, снимала учебное видео, организовывала семинары и лекции, а не вызывала духов, принимала пейот и изготавливала магические талисманы, что было естественно для соратников дона Хуана, бывшего мексиканским индейцем.
С другой стороны, есть информация о том, что Хуан Матус считал путь, по которому пошла группы Кастанеды, тупиковым и подготовил альтернативную команду, значительная часть членов которой была выходцами из Европы. Эта группа также имеет свое печатное наследие -- книги человека, известного под именем Кен Орлиное Перо. Если вы окончательно запутались во всем этом, можете написать Кену по адресу: Eagle Dynamics, Inc. P. O. Box 1311 Dunedin, FL 34697, -- и попросить разъяснений.
Туману вокруг своей деятельности К.К. напускал сознательно. Утверждал, что родился в Бразилии. Хотя на самом деле был родом из Перу. Рассказывал, что его мать умерла, когда он был еще маленьким ребенком. На самом деле это произошло, когда ему было 24 года. И много чего еще.
Тому есть две причины. Во-первых, элементарное желание уцелеть. После выхода первой своей книги, имевшей небывалый успех (объемы продаж составляли 600 тысяч экземпляров в неделю!), Кастанеда стал человеком-легендой. "Один друг собрал некоторые из историй, которые ходят обо мне. И во всех сообщается, что у меня мистические ступни: что я хожу босиком, как Иисус, и у меня нет мозолей. Считается, что меня побивали камнями много раз. Я также совершил суицид и умер в нескольких различных местах". К.К. также описывает многочисленные случаи, когда некие проходимцы выдавали себя за Карлоса Кастанеду, и, наоборот, люди, с которыми он встречался, отказывались верить в то, что он -- невысокий человек, одевавшийся в строго консервативном духе, а не в драные джинсы, не обвешанный амулетами и изрыгающий заклинания, но исповедующий манеру поведения университетского профессора и не употребляющий "хипповых" словечек -- и есть знаменитый мистик.
Карлосу приходилось элементарно скрываться. От экзальтированных поклонниц и людей, желавших выследить таинственного дона Хуана. Уединению и неприметности он не изменил до конца своих дней. Его дом в Вествуде был надежно огорожен от любых возможных попыток проникновения, передвигался он в микроавтобусе "Фольксваген".
Помимо чисто практических соображений, подобное поведение было вызвано и требованиями той магической традиции, которой К.К. придерживался как ученик дона Хуана. В соответствии с ней, для того чтобы иметь возможность путешествовать в иные миры, нужно порвать все связи, связывающие с повседневностью: не иметь семьи, друзей и вообще никого, кто мог бы сказать о тебе хоть что-нибудь определенное: кто ты, откуда родом, какие у тебя вкусы, привычки и манеры. "Только стерев свою личную историю, воин становится свободным", -- говорил дон Хуан. В таком случае, с этой задачей К.К. справился на "отлично". Рассказы о нем разных людей (даже, казалось бы, самых близких), не складываются в целостную картину -- как будто речь идет о разных людях. Он запрещал фотографировать себя и делать аудиозаписи своих лекций и интервью.
Учитывая все вышесказанное, выглядят просто нелепыми попытки Ричарда де Милля "разоблачить Кастанеду". Этот человек потратил годы и огромное количество труда на то, чтобы создать целую "антикастанедиану" -- цикл книг, уличающих тексты К.К. в неточностях, нелепостях, фактических ошибках и несоответствии взглядам современной науки. Де Милль изводит десятки страниц на то, чтобы доказать, что то, что описывает Кастанеда, не могло происходить в описываемых условиях: мол, Аризонская пустыня совсем не та, какой ее описывает К.К.
Как мы уже видели, "не той" она была сделана совершенно сознательно -- дабы не искушать чересчур ретивых искателей мистических откровений легкостью добычи. Всякий раз, отправляясь на встречу с Хуаном Матусом, Карлосу приходилось уходить от слежки своих читателей-правдолюбцев.
Итак, нам, похоже, придется смириться с тем, что о человеке по имени Карлос Кастанеда нельзя сказать ничего определенного, за исключением набора стандартных анкетных данных.
Обратимся к его идеям.
Мир без границ
Все началось с того, что студент-антрополог Карлос Кастанеда, находясь на полевой практике, попросил своего друга, уже общавшегося с аризонскими индейцами, помочь ему найти какого-нибудь индейца, который мог бы поделиться сведениями о культе пейота -- мистериях, основанных на приеме этого наркотического препарата. Приятель рассказал Карлосу о некоем старике из племени яки, имевшем репутацию колдуна и отшельника. Однажды он указал на него Кастанеде на одной из автобусных остановок в маленьком городке близ мексиканской границы. Как вспоминал позднее сам Карлос, он напустил на себя важный вид, подошел к индейцу, представился крупным специалистом по пейоту и предположил, что им есть, о чем поговорить.
Индеец молчал. Он лишь посмотрел на Карлоса. Такого взгляда К.К. не видел ни у кого и никогда. Его как будто пригвоздили к стене и препарировали. Чувство превосходства, бравада, наглость -- все исчезло. Карлос сидел перед старым индейцем, будучи не в силах вымолвить ни слова.
Старик чуть заметно усмехнулся и, согласившись "поговорить о пейоте", назначил Карлосу встречу. История началась.
Искусно используя интерес молодого антрополога к индейским наркотическим культам и прочим шаманским ритуалам, индеец, выведенный в дальнейшем Кастанедой в своих книгах под именем дона Хуана Матуса, вовлек К.К. в практики древнейшей традиции эзотерического знания, берущей свое начало много тысячелетий тому назад. Увлекая ученика, Хуан Матус говорил о "магии". Сами же последователи этой традиции предпочитали называть себя "видящими", так как одной из основ их образа жизни было стремление достичь способности воспринимать мироздание, минуя обычные органы чувств. Такое восприятие называлось "вИдением", хотя и не имело ничего общего с обычным зрением.
Итак, многие десятки веков тому назад первые видящие, научившись воспринимать Вселенную так, как она есть, "увидели", что все сущее состоит из энергии. Энергию эту испускало существо, создавшее Вселенную. Видящие назвали его Орлом, так как воспринимали в виде фигуры, напоминающей эту птицу.
Все существа во Вселенной были порождением энергетических потоков, испускаемых Орлом, и отличались они друг от друга в зависимости от того, какую форму принимала эта энергия. Так, например, люди представляли собой энергетические коконы яйцевидной формы. Видящие обнаружили, что человек, практикуя определенные упражнения, может менять свою энергетическую структуру. Собственно, само видение было таким изменением. Но оно находилось лишь в пределах точки сборки -- так видящие назвали то место в энергетическом теле, в котором соединялись волокна энергии, образующие то или иное существо. В "реальном" мире эта точка находится со стороны спины на расстоянии вытянутой руки от лопаток. Если научиться сдвигать эту точку в разные стороны по поверхности светящегося яйца, можно было воспринимать иные миры, совершенно не похожие на наш. В мире чистой энергии не существовало пространства и времени -- это был лишь вопрос восприятия. Иные миры находились здесь и сейчас. Для обычного человека они были недоступны лишь потому, что находились за пределами той области энергии, излучаемой Орлом, которая порождала человеческие существа. Графически это можно изобразить в виде большого ковра, в центре которого находится ткач, Орел, создатель Вселенной. От него исходят нити, сплетенные тем или иным образом. Человек -- лишь крошечный узор на этом полотне. Если он научится управлять волокнами, из которых состоит, то сможет менять свой цвет, форму и местоположение на полотне. На практике управление энергией означало возможность становиться каким угодно существом -- вороной ли, собакой, ягуаром, женщиной или мужчиной -- нашего мира или какого-либо иного. В мире, порожденном излучением Орла, вся разница между человеком и булыжником состояла лишь в том, что их точки сборки образовывали разные конфигурации потоков энергии.
Видящие также увидели, что все сущее во Вселенной, все порождения Орла обладают тем, что они назвали "осознанием" -- восприятием жизни. Жизнь, будь то существование дерева, камня, человека или целой планеты, как Земля, есть лишь постепенное истощение той энергии, что дана была Орлом при рождении. Во время этого процесса происходит накопление "осознания" -- совокупности всех чувств, эмоций и ощущений, переживаемых ежесекундно в течение жизни. Осознание всего сущего во Вселенной после его смерти поглощается Орлом. Он питается им. Мироздание напоминает огромную грядку, с которой ее создатель регулярно собирает урожай.
Видящие открыли, что единственный способ добиться бессмертия своего сознания -- совершить полный перепросмотр своей жизни, т.е. вспомнить буквально каждое событие своей жизни и заново пережить его, одновременно применяя определенные дыхательные упражнения. Если сделать это, то после смерти человека его осознание прожитой жизни, которое есть продукт использованной жизненной энергии, отделяется от человека и поглощается Орлом. Сам же человек достигает Абсолютной Свободы, т.е. получает возможность путешествовать по Вселенной в виде потока чистой энергии. (Чем-то напоминает буддийское учение о сансаре и нирване.)
Возможность обретения свободы видящие называли "даром Орла". Они также открыли, что человек не может стать свободным в одиночку. Отправиться в бесконечное путешествие в Абстрактное, как называли это видящие, может лишь группа, состоящая из семи человек, обладающих определенными свойствами жизненной энергии, и возглавляемая нагвалем -- человеком, чей запас жизненной энергии больше, чем у обычных людей.
Дон Хуан Матус и был таким нагвалем. Когда на остановке в Аризонской пустыне к нему подошел американский студент-антрополог, представившийся Карлосом Кастанедой, индеец "увидел" его энергетическую структуру и обнаружил, что перед ним -- новый нагваль. Это был Дар Силы, как называли видящие знамения. Задачей Хуана Матуса было любой ценой завлечь этого человека в свои сети, сделать из него Человека Знания, как называли себя видящие, и найти ему соратников, которые составили бы новую группу видящих. Только после того, как старый индеец сможет убедиться в том, что все члены новой группы стали на Путь Воина (еще одно название этой традиции), он со своей группой может уйти в Бесконечность -- совершить коллективный прыжок в пропасть, во время которого их физические тела исчезнут, растворятся в воздухе, и их существование в мире людей прекратится навсегда. Что и было сделано Хуаном Матусом и его группой в начале 70-х.
Удалось ли Карлосу Кастанеде совершить в конце жизни такой же прыжок в Бесконечность, или же он не справился с испытанием, оказавшись плохим учеником дона Хуана, и умер как обычный человек, прервав линию видящих, насчитывающую 27 поколений нагвалей? Чем помимо лекций и проведения "магических" семинаров занимаются сейчас оставшиеся члены его группы -- Кэролл Тиггс, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау и Нория Александер?
Вопросы, остающиеся без ответа.
Дмитрий НИКИТИНСКИЙ

0 коммент.:

Отправить комментарий