понедельник, 11 апреля 2011 г.

Нас нагреют!

Чем обернется глобальное потепление
Погода нам интересней любых новостей, но вот беда -- синоптикам, как и адвокатам, верить нельзя. Что до ученых-климатологов, то сколько их -- столько и мнений о том, что происходит с планетой. Мы уже вошли в катастрофу или все еще впереди? Или ничего особенного не происходит вовсе? Глобальное потепление -- это явь? Миф? Вырастут ли в Сибири пальмы? Будем ли мы возделывать виноградники? И вот эти комары, после укусов которых остаются язвы, отеки и на много дней высокая температура -- это уже навсегда?

Разброс предсказаний велик. Серьезные ученые отказываются обсуждать общепланетарные последствия изменений климата, призывая к дополнительным исследованиям. Поскольку пока наука не может дать ответа, нам приходится формулировать собственные суждения. Нам кажется, что жара у нас -- аномальная, а ливни -- вполне субтропические.
Мы знаем, что в последние годы небывало жаркие летние месяцы в Западной Европе уносят десятки тысяч человеческих жизней. На сей счет есть официальная статистика. Мы знаем, что американцы провели широкомасштабные исследования и установили, что пограничная температура для Чикаго -- 29 градусов, выше них риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, суицидов и т.п. резко возрастает. Чикаго -- это широта Тбилиси. Мы расположены северней, и у нас, очевидно, температурный порог должен быть куда ниже. Столь же очевидно, что и у нас люди гибнут от жары и смога. Но ничего конкретного об этом мы не знаем. Не ведутся такие исследования и в других российских городах. Почему?
Доктор медицинских наук Борис Ревич из Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН считает, что на изучение этого вопроса нет социального заказа: "Когда началась жара в Париже, Национальный институт демографии тут же стал анализировать показатели ежедневной смертности и публиковать предварительные результаты оценки воздействия жары. У нас же этими проблемами занимается всего несколько человек. По гранту РФФИ мы провели исследование на примере Твери -- типичного российского города. За два года сравнили ежедневную смертность, обращения в "Скорую" и температуру воздуха. И выявили четкие связи между смертностью от ряда сердечно-сосудистых заболеваний, суицидами, утоплениями и температурой воздуха".
Сибирь в режиме разморозки
Цельной картины нет, собирать сведения можно лишь по крупицам и у разных людей. На Алтае, в Омской области находят каракуртов и богомолов. В Новосибирской области обжился вид стрекоз, ранее обитавший на Кавказе. Согласно данным Омского отделения Русского географического общества, снега выпадает меньше, он стал мелкозернистым, более подверженным испарению. В пахотном слое появилось много песка. По совместному прогнозу Института экспериментальной метеорологии (г. Обнинск Московской области), НИИ сельскохозяйственной метеорологии и МЦД -- мирового центра данных (метеорологической информации), через 30 лет в Кемеровской области холодный климат сменится умеренно теплым и влажным, лето будет длиться 4-5 месяцев, будут вызревать виноград, большие сливы, яблоки, груши. Урожай зерновых увеличится в 2-2,5 раза. Чаще будут наблюдаться смерчи, град, резкие перепады температуры и давления. Увеличится число сельскохозяйственных вредителей и болезней растений, появлению которых способствует теплый климат.
Ученые предполагают, что именно в центре материка (где и находятся Кемеровская область и Красноярский край) температура будет повышаться быстрее. Скорость перемещения воздушных масс в атмосфере уже значительно выросла. Погода меняется каждые 2-3 дня. Град летом выпадает все чаще.
Примерно 90% экспертов полагают, что в ХХI веке продолжится потепление. Но есть группа ученых, которые считают, что в ближайшие 5-6 лет начнется похолодание.
Капитуляция США
Снег в Саудовской Аравии и Эфиопии, невиданные потопы и великая сушь в Западной Европе, ураганы в США, цунами в Юго-Восточной Азии. Дождик на новогодние праздники, январские наводнения там, где раньше трещал мороз. Мы видим, что все идет не так. "Мир развивается неправильно" -- такую оценку выставило большинство жителей планеты в недавних соцопросах. Витающие в атмосфере нашей планеты мысли о ничтожности "хомо сапиенса" на фоне природных сил сумел выразить Спилберг в "Войне миров". Мы, люди, вовсе не главные здесь, мы бессильны перед миром. Это, заметьте, говорит американец. И не рядовой: Спилберг -- это голос США, это пропаганда.
Значит, это теперь ощущают даже они, почти состоявшиеся владыки мира. Мы уже живем внутри катастрофы. 90-е годы минувшего столетия стали самым жарким десятилетием за последний век. Европейская жара -- рекордная за всю историю наблюдений. Уже сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, 6% смертей на планете связаны с глобальным потеплением, и, по прогнозу, в ближайшее время загрязнение окружающей среды будет вызывать миллионы смертей.
Кстати, к "Войне миров". Известный британский эколог профессор Джемс Лавлок 37 лет назад выдвинул теорию Гайя, гласящую, что наша планета живет как единый организм и активно отвечает на вмешательство людей в экологию, стремясь к самосохранению. В прошлом году профессор заявил, что теория о "разумной Земле", готовой уничтожить цивилизацию, подтверждается. К примеру, экстремальную жару в Европе Лавлок считает последним предупреждением планеты-Гайи перед открытием боевых действий против человечества. "Теперь мы -- цель Гайи, мы фактически уже в состоянии войны с ней", -- говорит Лавлок.
Ученые из Института астрономии в Цюрихе заявили, что в настоящий момент впервые за тысячу лет Солнце раскалилось до своего максимума. И именно активность "светила" оказывает решающее влияние на изменение климата. Вот он и ад, на пороге. Мы поджаримся на сковородке?
Другие исследователи полагают, что климат на Земле катастрофически меняется по вине человека. При этом скорость изменений столь высока, что человеку просто не оставлено времени, чтобы приспособиться к иным условиям жизни.
Однако парадокс в том, что нам повышение планетарной температуры может оказаться на руку. Пока Россия -- самая холодная страна, огромная ее часть, исходя из стандартов ООН, вообще не пригодна для человеческой жизни. Так вот, глобальное потепление могло бы стать реальным выходом, "подарком судьбы".
Нам повезет?
Директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд взял на себя смелость высказать точку зрения метеорологического большинства. По минимальным оценкам, температура Земли за ХХI век вырастет на 1,5 градуса. По экстремальным оценкам -- на 6 градусов, что катастрофично. Человек окажется в несвойственной среде обитания. Но глобальная температура -- термин, которым оперируют климатологи, -- это как средняя температура по больнице. Если на экваторе температура вообще не повышается и в обозримом будущем не повысится, то на российском Севере, по отдельным прогнозам, уже к 2010 -- 2015 годам температура поднимется на 4 градуса -- по отношению к показателям конца 70-х годов прошлого века.
Согласно последнему международному докладу "Навстречу климатическому вызову", человечеству осталось не более десяти лет для обуздания надвигающейся катастрофы. Потом что-либо предпринимать будет поздно. Начнется необратимый процесс катастрофических изменений климата. На планету обрушатся засухи и тайфуны, наводнения и эпидемии. Встанет вопрос о выживании человечества. Таяние гренландских льдов приведет к изменению направления Гольфстрима, что, в частности, вызовет резкое похолодание в Старом Свете, в том числе в европейской части России. Уровень мирового океана из-за таяний льдов на полюсах и в Гренландии повысится за несколько столетий на десять метров. Многие страны исчезнут с лица земли.
Относительно же того, чем грозит глобальное потепление Сибири, существуют абсолютно противоположные мнения. Сначала -- оптимистическое. Его вкратце до нас довел Владимир Путин: "Меньше денег на шубы придется тратить, и урожай зерновых повысится". Если Американскому материку, Австралии, Южной Азии и Африке парниковый эффект принесет разрушительные наводнения, засухи, эпидемии, голод, то азиатской России наконец-то повезет -- никаких катастрофических происшествий не ожидается.
При среднегодовой температуре ниже двух градусов Цельсия каждый градус падения температуры ведет к двукратному удорожанию себестоимости обслуживания рабочего места. Поэтому транснациональным корпорациям выгодней производить свою продукцию в Юго-Восточной Азии. Но природа готова дать нам безвозвратную ссуду.
Сельское хозяйство получит возможность продвинуться далеко на север. Изменение температуры Мирового океана и таяние ледников приведут к тому, что мы обзаведемся еще несколькими незамерзающими портами (правда, можем потерять другие, оказавшиеся под водой -- повышение температуры на 1,5 градуса вызывает рост уровня Мирового океана почти на 90 сантиметров). Сократится отопительный сезон, ежегодная подготовка ЖКХ к зиме станет менее драматичным мероприятием, в администрациях всех уровней можно будет ликвидировать целые департаменты, отвечавшие за северный завоз. Что, несомненно, уменьшит воровство бюджетных денег. Да, в некоторых районах грунт "поплывет", но на большей части северных регионов России инженерно-геологическая обстановка улучшится.
Есть и другое мнение, состоящее в том, что Россия больше других пострадает от потепления климата. Нам грозят новые инфекционные и паразитарные заболевания. Это понятно: чем теплее климат, тем больше осадков. Увеличиваются площади водоемов и заболоченных земель, в которых селятся комары -- переносчики малярии и опасных лихорадок. Ареал обитания кровососущих переносчиков болезней (не только комаров, но и клещей, мух) уже сместился на полтысячи километров севернее. В мире и у нас, в России, растет число больных малярией, клещевым энцефалитом, боррелиозом. А есть еще чума, лихорадки -- конго-крымская и Западного Нила, есть омская геморрагическая лихорадка и еще десятки очагов природных инфекций, по количеству которых наша страна едва ли не лидирует в мире.
При потеплении площадь вечной мерзлоты будет сокращаться. Подвижки оттаявшего грунта, повышение уровня грунтовых вод, заболачивание могут вызывать аварии канализации. А это вспышки холеры, брюшного тифа, дизентерии и других "водных" болезней. Кроме того, отступление вечной мерзлоты обнажит миллиарды тонн останков. Оттаивая, все эти мамонты будут выделять метан и углекислый газ. Из-за таяния мерзлоты произойдет опреснение океана, оттаивание подводных и подземных залежей льда, которых в Тихом и Ледовитом океанах накоплено немыслимое количество.
Такие вот обнадеживающие перспективы. Судя по всему, нас ждет климат эпохи динозавров. И мы вполне можем последовать их печальной участи.
Алексей ТАРАСОВ

0 коммент.:

Отправить комментарий