понедельник, 11 апреля 2011 г.

Трава не расти


Как наркоконтроль в марихуану метил, да в пеньку попал
-- Слушай, а поедем в Туву! Посмотришь, как там местные -- от пацанов до старух столетних -- цветущую конопель хлопают: смола к рукам прилипает, ее скатывают -- вот и наркотик. Некоторые -- того хлеще: раздеваются донага и ну взад-вперед носиться, затем с тела смолку счищают, с грязью, с потом... Поедем! Еще и участкового тувинского возьмем -- голову даю: сделает вид, что все нормально, дескать, ходят люди по степи -- и ладно, может, они там гуляют. Потому что их привлечь -- надо усилия прикладывать. Кому охота? Проще завод закрыть!.. Борьба с наркоманией, мать их! То виноградники корчевали -- теперь пенька им не глянулась! Что ж у нас за государство глупое?!

...Таксист Гена, узнав, что я журналист и еду в Идру писать о пенькозаводе, долго хаял и "глупое государство", и наркоконтроль, которому "важно галочку поставить, а там -- трава не расти".
Трава и не растет. Заводские посадки конопли пришлось запахать. Линия по изготовлению пакли стоит, ржавеет. Люди уволены. А директору Юрию Малышеву чуть-чуть не пришили дело сразу по двум "наркотическим" статьям. Бдят! Смотришь после этого на дату открытия, выложенную кирпичами над входом в заводское здание: 1958 -- и думаешь, что впору рядом другие цифры выкладывать: 2004. Как на могильном памятнике. Да еще венок заводу подносить: "От недремлющей ФСН".
Но хватит рвать впечатления, словно конопляные листья, и мельчить сведения на конопляные же зернышки! Пусть травокуры-растаманы анашу крапалят! Мы же (в отличие от "глупого государства") отделим одно от другого: наркотик -- от да, наркосодержащего, но нет, не становящегося от этого менее ценным для агропромышленности растения. Говорить станем о втором. По порядку.

Палки в колеса пакле
Идринское, а попросту Идра -- районный центр на юге Красноярского края. Все здесь как у всех. Были и поля, и фермы, и маслозавод. Были -- да нет, развалились, а восстанавливать никто не спешит: местные жители до того отвыкли трудиться, что, даже когда подворачивается халтурка, рукава не засучивают.
В последние годы в Идре существовало лишь одно не загнувшееся предприятие. Завод по производству пеньки (т.е. конопляного волокна) и в перестроечную свистопляску не сгинул, и в рынок вписался, и не стагнировал -- наращивал темпы. Тем нелепее унылая участь, его постигшая.
Однако мы договорились -- по порядку. Порядки же в советские годы -- уж извините за рифмоплетство -- спускались по разнарядке: совхозам на юге края предписывалось выращивать коноплю, поля засевались до горизонта. В 1975 году конопля в крае возделывалась на площади 4200 га. В селе Ермаковском семенная станция даже сорт специально для здешних климата-почвы вывела -- Ермаковскую местную, которая, к слову, хоть и содержит дурман, но в ничтожных количествах -- 0,05% от массы растения. Зато выход волокна у нее почти 20%. Окрестные пеньковые заводы за сырьем в очередь выстраивались! А заводы имелись во всех крупных поселках: в том же Ермаковском, в Курагине... В 90-е все они -- кто сменил профиль деятельности, кто и вовсе закрылся. Идринское предприятие -- единственное во всем крае продолжало растить коноплю и выпускать продукцию на ее основе. Хотя и оно находилось на грани закрытия, в том, что уцелело, -- личная заслуга директора Малышева.
...Юрий Иосифович с детства знал: самая прочная веревка -- пеньковая, а самое вкусное лакомство, с каким ни семечки, ни орешки не сравнятся, -- зерна конопли, жареные на конопляном масле. Завод он возглавил в 1996-м, переоформил госпредприятие в частное ООО "Ютан" и... озадачился: как же его из руин поднимать? Сегодня со смехом вспоминает, что первыми деньгами на счету "Ютана" стала выручка за... старую, использованную уже паклю. В поселке сносили дом: доски ветхие, но пакля -- основная продукция пенькозавода -- как новая! Словно не сорок лет назад ее в щели законопатили, а вчера! Вот и решили ту паклю очистить и продать. Купили махом!
-- А после, -- рассказывает Малышев, -- я лично по деревням мотался: где коноплежатка сохранилась, где еще что-то -- свозил на завод... Здание едва ли не заново отстроили. Две линии отладили: одну -- по производству длинного волокна, из которого веревки вьют, другую -- по производству пакли. Машины, правда, старые, но отремонтировали их, скомплектовали. С великим трудом нашли семена: коноплю ведь уже не культивировали, и лишь на одном зерноскладе семена чудом уцелели, да и то -- трехгодичные, горелые, и хранили их кое-как. Взяли тонны полторы. Взошла четверть. Но мы и тому радовались. Потихонечку развивались. Пакля наша влет шла: 50 тонн в год выпустим -- тут же строители все раскупят! Лучшего-то изоляционного материала нету! Хотя и мхом конопатят, и синтетическим волокном, но натуральная пеньковая пакля и экологичнее, и долговечнее, и тепло держит, так что спрос на нее всегда превышал предложение. Недаром мы производство расширять хотели... Но тут явились по нашу душу!

203 кг 400 г "Марихуаны"
Юрий Иосифович ведет меня по территории завода. Возле грязных, пожухлых каких-то куч, гниющих во дворе, останавливается.
-- Вот они, -- говорит, -- наркотики! Вы, часом, не увлекаетесь? А то могу отсыпать! Тут их КАМАЗов десять. Если по ценам наркорынка приторговывать, можно миллионщиком заделаться!
Шутит, конечно. Шутка эта из разряда "было бы смешно, когда бы не было так грустно".
Уже не сдерживая негодования, Малышев продолжает:
-- Эти отходы производства годами лежали, никому не нужные! Ни один торчок на труху не зарился! Ну посудите сами: были б то наркотики, да неужели ж их не смели б?! И по полям нашим не шастали. Сеяли-то Ермаковскую местную, а она, как травокуры выражаются, "не торкает". Да что там! Мы на протяжении лет паклю мочалили, и все, в том числе наркополиция, о нас знали, но никто в законности не сомневался, хотя комиссии приезжали регулярно из Красноярска, из Москвы... И вдруг -- здрасьте-пожалуйста: марихуана!
"Согласно заключению специалиста № 01 от 22.07.2004, изъятые на территории ООО "Ютан" части конопли являются наркотическим средством "Марихуана" массой 203 кг 400 г". Это цитата из циркуляра Минусинского МРО РУ ФСН РФ по Красноярскому краю (наркоконтроля, проще говоря). В циркуляре так и написано: "Марихуана" -- в кавычках с заглавной "М". (Кавычки, кстати, весьма показательны -- указывают на условность и невсамделишность. Потому что кто же станет вот так запросто, на виду хранить 203 кг и аж 400 г марихуаны, если марихуана -- настоящая, а не закавыченная? Никто не станет! И наркополицаи пусть не сознанием своим, но подсознанием это понимают! Оттого и пунктуация у них -- по Фрейду.)
Сотрудники минусинского наркоконтроля нагрянули в Идру в июне 2004-го, потом приезжали еще раз, в июле. Изъяли ту самую труху, мешков двадцать -- на экспертизу. Описали имущество. Пакледелательную линию велели остановить "до выяснения", сырье -- сжечь, а заводское поле, 50 гектар -- перепахать. Росточки только взошли, и всходы удались на загляденье, но: "Низ-зя!" А то, что десяток заводчан да еще с полсотни тружеников, подвизавшихся на поле, остались не у дел, -- так на них наступили и не заметили!
На Юрия Малышева дважды пытались заводить уголовное дело по 228-й статье УК за хранение наркотиков и по 231-й -- за культивирование запрещенного растения. Но ни идринская прокуратура, ни краевая не пошли на поводу у наркоконтроля и не сочли изготовление пакли чем-то противоправным. Дело на Малышева не завели. О чем наркопреследователи и уведомили Юрия Иосифовича тем самым циркуляром.
Презанятнейший, надо сказать, документик! О чем в нем только речь не идет! И о марихуане в кавычках. И о том, что в деяниях директора ООО "Ютан" Малышева Ю.И. формально так-таки усматриваются все признаки криминала, но поскольку он, директор, ни сном ни духом, то, значит, и злого умысла не имел, а нет умысла -- нет состава преступления. Словом: "Вы, Юрий Иосифович, конечно, нехорошо поступили, но мы ж не звери, мы вас прощаем!" И подпись солидная: "Старший оперуполномоченный Минусинского МРО РУ ФСН РФ по Красноярскому краю Попов А.В." Только сущего пустяка в документе не достает. Официального извинения. За нервотрепку. За поставленную под сомнение репутацию. За то, наконец, что, как куст конопли, на корню извели предприятие, которое Малышев так долго и трудно взращивал и лелеял!

Без бумажки ты
Справедливости ради надо сказать, что кое-какие претензии к пенькозаводу не лишены основания. Но претензии эти -- формальные. Во-первых, ООО "Ютан", посеяв коноплю, не отчиталось в статуправлении, и посев получился вроде как нелегальным, хотя все знали, кому он принадлежит. Во-вторых, сортовое свидетельство на семена у "Ютана" отсутствует, а значит, опять-таки: все знают, что конопля промышленная, но поди это докажи. И ведь рады доказать! Но как? Свидетельство элементарно негде получить! Семстанция в Ермаковском давно закрыта, а других специалистов-коноплеводов в крае нет, и вряд ли они есть в соседних регионах. Тот же парадокс с третьим -- главным -- нареканием к предприятию: у ООО "Ютан" нет лицензии на выращивание конопли, однако как ее получить, неизвестно. Малышев лишь одно знает: на местах лицензии не выдаются -- исключительно в федеральном Минсельхозе в Москве, -- но какие документы нужны и как их предоставлять, понятия не имеет. Пытался выяснять, в местное сельхозуправление запрос писал, оттуда писали в краевое управление социально-экономического развития села и на имя хлопонинского зама по селу Раздуева. Ни ответа ни привета... Хотя я лично легко нашла в интернете перечень нужных для лицензирования документов (среди прочего: справка из наркодиспансера и справка из милиции о несудимости по преступлениям, связанным с наркотиками). Но чиновники, видно, с интернетом не дружат, или недосуг им предпринимателю помочь.
Малышев же научен горьким опытом и, пока не получит лицензию, рисковать не хочет: поле не засевает, производство не запускает. Ходит вдоль запылившихся агрегатов. Грустит. Линию по изготовлению длинного волокна он сдал на металлолом: смысл ее держать, если возрождение предприятия под вопросом? Но на паклевую линию рука не поднимается: вдруг все-таки завод возродится? Надеешься ведь на лучшее. Потому и хранит, как сокровище, семена конопли. Но всхожесть семян год от года падает, еще пару лет -- и можно не сеять: не взойдут...
А красноярские строители между тем вынуждены завозить паклю издалека, при том что транспортировать ее -- сплошная морока: хоть и спрессовывают, но места в кузове или в вагоне-товарняке все равно много занимает, за-ради тонны или целые караваны снаряжают, или по несколько раз туда-сюда мотаются. Да и переплачивают за чужую вдвое дороже, чем за свою, которая всего-то по пятнадцати целковых за килограмм шла. Но главное -- деньги из края уходят. Малышев на это лишь вздыхает досадливо.
Юрий Иосифович из тех, кого принято называть рачительными хозяевами. К тому же трудоголик. Переключаться на лен или зерновые, как ему советовали, он не стал: сельхозмашины-то у "Ютана" предназначены именно для конопли. Но и сложа руки не сидит. Открыл лесопилку. Так что ООО "Ютан" по-прежнему единственное в Идре предприятие, которое не чахнет, а развивается, при этом зарплату трудягам платит не копеечную и в срок. Вот только идринцы на зарплату не слишком претендуют: лень-трясина засосала, потому и маются в нищете, но к станку не встают. Хотя, зная, что случилось с идринским пенькозаводом, невольно ищешь людям оправдание: кому ж захочется заниматься делом, если на это дело в два счета могут накинуть пеньковую петлю?

Р.S. А наркоконтролю, ежели надумает поставить очередную галочку, могу подкинуть идею. Некоторые совсем уж сторчавшиеся растаманы курят... корм для кур (конопля -- один из его компонентов). Так что можно закрыть цех по производству куриного корма. Куры, правда, подохнут с голодухи. Ну так чего их жалеть -- глупому государству глупых куриц?!
Наталья СОЙНОВА
Русь посконная
Нет, не в том смысле посконная, что дремучая или "немытая Россия". Как раз в другом. Посконь -- это, кто не знает, мужское растение конопли (в отличие от женского -- матерки). И посконь та составляла честь и славу Российской Империи!
Ну, то, что крестьяне коноплею и кормились, и одевались, да еще и невестам в косы волокна вплетали, -- это, может, и не показатель. Крестьяне и окна коровьими мочевыми пузырями "стеклили". Но ведь сам Петр I радел о конопле и возвел ее в ранг таких же стратегических товаров, как сегодня нефть или газ!
Коноплю выращивали повсеместно, но пуще всего -- на Орловщине (недаром цветок конопли до сих пор красуется на геральдическом знаке города Дмитровск-Орловского, а в самом Орле подумывают о создании музея этого растения). Орловская прядильня выпускала 300 000 пудов пеньки в год -- груженые доверху фуры выезжали из города в пять параллельных рядов. Кроме Орла пенькопрядильни и канатные мануфактуры существовали в Нижнем Новгороде, Архангельске, Москве, Костроме, Смоленске -- в десятках городов. Большая часть продукции поставлялась за границу: в Англию, Голландию и прочие морские державы -- такелаж их флота на 90% состоял из русского пеньковолокна. Петр I ввел государственную монополию на экспорт пеньки и самолично проверял качество, в 1706 году он издал указ о казни (!) купцов, примешивающих в пеньку гниль и мусор. Еще при жизни Петра Россия стала ведущим мировым экспортером пеньки, а в середине XVIII века экспорт составлял 37 000 т в год.
Но на смену посконному холсту пришли хлопковые и синтетические ткани. На смену парусникам -- пароходы. Спрос на пенькоизделия упал, равно как и экономическое значение конопли, хотя она по-прежнему оставалась немаловажным агропромышленным растением, а СССР, пришедший на смену царской России, по-прежнему занимал первое место в мире по количеству конопляных посевов и производству пеньковолокна. По данным 1976 года в СССР насчитывалось 136 000 га конопли (всего в мире -- 421 000 га). Издавался журнал "Лен и конопля". Существовал Всесоюзный НИИ конопли (в украинском Глухове).
Сегодня в России коноплеводством занимаются лишь единичные предприятия. Соответствующая сельхозтехника производится в ограниченных количествах в городе Бежецк под Тверью. Едва ли не единственная селекционно-семеноводческая фирма существует в Чувашии... (А страна-коноплевод №1 в мире -- Китай. Так что желтая угроза надвигается на нас в том числе и из конопляных зарослей!)

Жги-гуляй! С чего вдруг?
Антиконопляная истерия, со временем охватившая весь мир, началась в США в 1937 году с подачи двух мистеров твистеров: Херста и Дюпона. И уж поверьте, они призывали жечь дурман-траву каленым железом не потому, что трава -- дурман!
Медиамагнат Уильям Херст издавал газету "Нью-Йорк Джорнэл". Бумагу закупал у Дюпона, владельца корпорации "Дюпон Кэмиклз". Так они и жили душа в душу, и миллионы не успевали подсчитывать... Но тут их "малина" чуть конопляными сорняками не заросла! Бумага из конопли ни по качеству не уступала, ни по цене не превосходила дюпоновскую древесную, и ее производство представляло серьезную конкуренцию. Вот Херст и развернул на страницах "Джорнэл" черную пиар-кампанию: формально -- против марихуаны, но по факту -- против конопляных конкурентов "Дюпон Кэмиклз". Более того, Херст и Дюпон вышли на главу наркополиции Гарри Анслингера и с его помощью провели в Конгрессе США Закон "О налоге на марихуану". Этот закон запрещал даже медицинское применение марихуаны, а коноплепромышленников он вынуждал платить такие непомерные налоги, что они закрыли свои отныне невыгодные предприятия. На что Херст с Дюпоном и рассчитывали!
В 1970 году Верховный суд США признал "Налог на марихуану" неконституционным, и конопляная промышленность в стране начала возрождаться.
(Что интересно: во время Второй мировой в США коноплеводство пропагандировалось, фермеры, согласившиеся выращивать коноплю, не призывались на фронт, и даже по самым глухим вилиджам колесила кинопередвижка -- крутила фильм-агитку "Конопля для победы". Ну и что, что растение вне закона? Пенька-то нужна! А когда очень нужно -- то можно, даже если нельзя! В 1945-м фильмокопии уничтожили.)

Наркополиция -- она и в Африке...
* В Хорватии, как и в России, изымают из продажи продукцию с нарисованным семилистником (тишотки, панели для сотовых и т.п.). В 2003 году в стране принят закон, по которому эти рисунки квалифицируются как наркопропаганда. Полиция задержала 11-летнего мальчика за то, что посмел надеть толстовку с надписью Сannabis!
* В ФРГ с 1996 года проходит ежегодная всемирная выставка коноплепромышленности "КаннаБизнес", экспонируются товары из конопли, сельхозмашины и прочие не относящиеся к наркомании вещи, но... выставка критикуется за пропаганду наркотиков!
* В 1997 году попал под раздачу крупнейший швейцарский коноплеводческий кооператив "Вальшнавр": внезапно приехавшая наркополиция конфисковала сырье, закрыла цеха, а директора Бернарда Раппаза заключила под стражу. Раппаз в знак протеста отказался от пищи. Голодовка длилась 28 дней, пока арест не сочли неправомерным.

Зернышки
* Впервые коноплю начали использовать в Китае за 6000 лет до н.э.
* В Токио есть ресторан "Аса" ("Конопля"), в его меню -- более 70 блюд из конопли.
* 17-миллиметровый гарпунный линь (трос) из пеньки выдерживал вес до 2800 кг и использовался при охоте на китов.
* Будда, прежде чем достичь просветления, постился шесть лет, съедая по одному конопляному зернышку в день.
* Иоганн Гутенберг отпечатал свою Библию на бумаге из конопли.
* Музеи конопли есть в Голландии, ФРГ, Франции, Японии. В России самая крупная конопляная экспозиция -- в Музее-заповеднике народного зодчества в Кижах.
* Ткань из конопли -- единственная из натуральных не портится при контакте с соленой морской водой.
* Первые в истории джинсы сшил в 1853 году Леви Страусс (Levi's) -- из конопляного полотна.
* Коноплю сеют в междурядьях плодовых садов и вокруг огородов, т.к. жуки-вредители не переносят ее запаха.
* "Армани" выпускает одежду из конопляного полотна.
* В Москве есть магазин, торгующий продукцией из конопли.
* В КНДР принят "Революционный план выращивания конопли". Ким Чен Ир призывает засевать все незанятые клочки земли.
* В 1930-е годы в США экстракт конопли входил в состав 40% лекарств.
* Отец Франсуа Рабле был коноплеводом.
* 1 га конопли дает столько же целлюлозы, сколько 4 га леса.
* Вплоть до начала ХХ века уличные фонари в Москве заправлялись конопляным маслом.

Натурпродукт
На основе конопли производятся:
* веревки, канаты, шпагат, нитки, пряжа, ткань;
* паруса и судовые снасти;
* бумага, в том числе папиросная и копировальная, бумага для банкнот и та, что идет на изготовление пакетиков для чая;
* одежда: от исподнего до ветровок и кед;
* "автовнутренности" (на одну машину BMW уходит 5 кг пеньковолокна);
* стройматериалы, например, кирпичи из костры (древесного основания конопли);
* топливо из костры;
* подстилки для домашних животных и скота, наполнители для кошачьих туалетов;
* изоляционные материалы;
* корма для птиц -- из семян -- и для скота -- из жмыха;
* масло -- в пищу и как основа для олиф, лаков, красок;
* косметика: мыло и крема с конопляным экстрактом;
* циновки;
* фитили для свечей;
* технический текстиль: приводные ремни, пожарные рукава, стропы парашютов, упряжь, сети, тетива для луков;
* продукты питания, начиная с каши из семян (похожа на овсянку), заканчивая чипсами, печеньем, конфетами и мороженым (Hemp Ice Cream с конопляным маслом и лущеным семенем конопли делают в Англии);
* напитки: чешская водка Cannabis, швейцарское виски Canna Williams, немецкие пиво Cannabia и газировки CannaCola и CannaLime;
* медикаменты.

Н.С.

0 коммент.:

Отправить комментарий