В мире продолжают пропадать люди, искать которых приходится не только среди живых, но и умерших. А также воссоздавать их облик по уцелевшим останкам при помощи новейших достижений научной мысли.
Восстановленный Йорик
В мирном 1997 году только среди жителей Украины числилось 30 тысяч пропавших без вести! Большинство удалось найти. Доктор медицинских наук Олег Филипчук заведует отделом медицинской криминалистики Главного бюро судебно-медицинской экспертизы. Отдел, в частности, восстанавливает по черепу внешность человека. Метод заложен еще знаменитым антропологом Герасимовым и усилен компьютерной техникой. Близкие люди покойного обычно сразу узнают человека по восстановленному облику.
А по пеплу можно определить: кто или что сгорело. Однажды экспертиза пепла, проделанная Филипчуком, помогла сохранить доброе имя человека.
Разбился самолет, весь экипаж погиб, в халатности обвинили инженера. Ученый исследовал турбинную лопатку, на которой оказался пепел. Экспертиза показала, что он принадлежит птице, ставшей причиной аварии. И инженера оправдали.
Олег Филипчук в составе группы ученых из разных стран занимался идентификацией останков на месте расстрела царской семьи. Доказательства, как известно, не оставили сомнений, хотя тела были облиты серной кислотой, сожжены и взорваны гранатами. Красивая легенда о якобы спасшейся Анастасии распалась под ударом ружейного приклада -- раздробленный череп царевны тоже найден.
Многие слышали о знаменитом разведчике Николае Кузнецове, работавшем в форме немецкого офицера. В предполагаемом месте его расстрела нашли останки неизвестного в форме офицера гестапо. Идентификацию проводил Герасимов, подтвердивший личность Кузнецова. Останки похоронили во Львове. А десять лет спустя в районе села Мильча было найдено... еще одно тело разведчика Кузнецова. После эксгумации и проведения анализов с помощью более современных (на то время) методов установили, что под памятником во Львове покоился действительно гестаповец, а возле села был похоронен настоящий разведчик.
Каждого -- в пакет
Неопознанные тела с мест боевых действий в Чечне поступали в лабораторию судебно-медицинской экспертизы Ростова-на-Дону. При таком объеме тел невозможно производить традиционные индивидуальные исследования, поэтому возникла задача создать ряд программных пакетов, позволяющих сократить возможные соответствия списков разыскиваемых и погибших. В отделе моделирования нервных механизмов и робототехники НИИ нейрокибернетики был создан набор программ, который используется для идентификации тел. Пакеты для этого основаны на наследовании папиллярных узоров пальцев рук и ног, ладоней и стоп. Уже имеется база данных на 140 полных семейных групп с размеченными отпечатками пальцев. Есть программа, основанная на сравнении прижизненных флюорограмм разыскиваемых и посмертных рентгенограмм грудных клеток погибших. Проводится фотосовмещение прижизненных фотографий с изображением черепа. Все пакеты постоянно совершенствуются на основании поступающих статистических данных.
Это было сердце короля
Не только геройски погибших приходится разыскивать, но и преступников, не желающих засвечиваться в полицейских протоколах и на страницах газет. Они черепа для идентификации не оставляют, но на месте определенных преступлений забывают собственную сперму, которую эксперты отправляют на ДНК-тестирование.
Благодаря этим тестам чикагской полиции пришлось пересмотреть свои методы расследования. Четверо преступников, обозначенных буквами A, B, C и D, убили соответственно шесть, одну, двух и трех женщин. Некоторые важные улики и детали почерка каждого помогли полиции. Например, злоумышленник В, изнасиловавший одну женщину в южном районе и убивший другую в 1995 году, нигде не засвечивался до 1998 года, пока не изнасиловал еще одну в северном районе Чикаго. Следовательно, им мог быть человек, часто меняющий место жительства, или тот, кто три года провел вне города, возможно, в тюрьме. Без анализа ДНК офицеры полиции едва ли смогли бы связать два эти преступления с одним подозреваемым.
Чикагские происшествия подняли тревожный вопрос. Неужели в отсутствие ДНК-тестов серийных убийц неизбежно обвиняют и в том, чего они не совершали? Вполне возможно. Например, Уэйна Уильямса, фотографа из Атланты, подозревали в 28 убийствах, но смогли обвинить только в двух, и по обоим случаям он был признан невиновным благодаря тестированию. Порочная тенденция -- повесить как можно больше нераскрытых дел на одного подозреваемого -- не сработала.
Детективные коллизии всегда вплетались в исторические события. Некоторые люди, очень желающие доказать свою значимость, начинают искать ее в собственных генах, якобы унаследованных от великих предков. Современные научные методы помогли раскрыть одну из великих тайн европейской истории. ДНК-тестирование монарших останков доказало, что сын казненного короля Франции Людовика XVI и Марии-Антуанетты ребенком умер в тюрьме.
205 лет роялисты спорили, погиб ли Луи-Шарль в мрачной парижской камере или сумел вырваться из застенков. В декабре прошлого года сердце предполагаемого королевского наследника извлекли из склепа, чтобы взять образцы ДНК. После их сравнили с ДНК волос Марии-Антуанетты и современных потомков королевской семьи -- принцессы Анны из Румынии и ее брата Андре де Бурбон-Парма.
Наконец месяц назад историк Филип Делорм, настоявший на проведении анализа, объявил: "Это сердце Людовика XVII!"
Восьмилетний мальчик автоматически стал королем, когда его отца гильотинировали в центре Парижа в 1793 году. В то время он, разлученный с матерью, под строгой охраной находился в тюрьме, чтобы ни один монархист не мог его освободить. Вскоре королеву казнили. Луи-Шарля держали в клетке, как животное, в темноте и грязи. Официальная дата его смерти, наступившей от туберкулеза, -- 8 июня 1795. Сердце извлекли из тела мальчика.
По стране быстро расползлись слухи, что король не умер, а тело принадлежит другому ребенку. Самозванцы, которые провозглашали себя уцелевшим Людовиком XVII, объявлялись не раз. До сих пор потомки некоторых из них имеют верных последователей.
Сердце юного короля держали в разных местах, пока наконец в 1975-м не поместили в монарший склеп собора Сен-Дени. Торжественно извлеченное 14 декабря, оно (точнее, его фрагменты) было отдано на экспертизу двум профессорам -- из Бельгии и Германии.
Так была раскрыта тайна, о которой написано более 800 книг!
От Дон-Кихота до Рабиновича
Но все эти чудеса науки блекнут перед открытием английского генетика Сайкса, которое он вот-вот внедрит в жизнь. Тогда по волоску можно будет определить... фамилию человека!
Началось с забавной идеи, вылившейся в серьезный научный эксперимент. Ученый задумался, находится ли он в родстве со всеми многочисленными Сайксами, живущими в Англии. Он нашел двести с лишним однофамильцев и попросил их сдать ДНК-тесты. Процедура эта несложная -- достаточно ватной палочкой провести по внутренней стороне щеки. Так как фамилия наследуется от отца, ученый искал общий ген в Y-хромосомах Сайксов. Проанализировав полученные результаты и сравнив их с данными контрольной группы всяческих Хьюзов и Доннеси, Сайкс выяснил, что у 50% Сайксов действительно есть общий "ген Сайксов", которого нет у других людей. Эксперимент с еще двумя фамилиями дал те же результаты, но Сайкс считает, что для самых распространенных фамилий, вроде наших Иванов и Петров или английских Смит и Джон, этот метод не подходит. Их слишком много, а значит, существовало несколько родоначальников. Общий ген у однофамильцев показывает, что у них был общий предок. Понятно, что по такому анализу ДНК нельзя будет предъявить человеку обвинение, но существенно сузить круг подозреваемых можно.
Кроме криминалистики метод Сайкса будет широко использоваться в генеалогии -- у людей появится возможность проследить свое генеалогическое древо с самого средневековья.
Александр ЕЛТЫШЕВ
0 коммент.:
Отправить комментарий