пятница, 28 мая 2010 г.

Услышать Голос Безмолвия


Эти заметки не претендуют на роль серьезного аналитического обобщения. Просто попытка связать воедино несколько любопытных фактов, накопившихся в моем журналистском блокноте. В течение восьми последних лет мне довелось немало писать о незаурядных людях -- альпинистах. Во время бесед с ними я осторожно пытался коснуться интересующей меня темы -- паранормальных явлений в горах.
Горы и боги
В религиозных учениях гималайских районов Индии, Китая, Непала, Бутана и других стран содержатся представления о божественной природе высоких гор. Что, кстати, отражается и в местной топонимике: Джомолунгма -- "богиня гор", Сагарматха -- "мать богов" (это тибетское и непальское названия пика Эверест). Многие свои монастыри тибетцы, непальцы, сиккимцы, бутанцы строят на предельно допустимых для постоянного пребывания человека высотах, а молитвенные флажки развешивают так, чтобы ветры из ущелий уносили к богам, живущим на гималайских вершинах, молитвы людей.
Не все, конечно, но многие опытные альпинисты, сталкиваясь со странными совпадениями и не совсем объяснимыми явлениями в горах, начинают с годами думать, как тибетцы. И не только альпинисты.
Как известно, Николай Рерих наиболее плодотворную часть своей жизни провел именно в Гималаях, в районе реки Кулу. Внимая Голосу Безмолвия, он написал там свои лучшие философские и литературные работы, лучшие картины...
Я искал среди альпинистов людей, которые могли бы подтвердить своими впечатлениями те мысли, которые высказывали Рерихи, о чем писал академик Вернадский, сведения, содержащиеся в учениях Востока.

Некто рядом...
В альпинистской литературе неоднократно описаны случаи "чужого присутствия" в горах.
Вот что пишет, например, Казбек Валиев в своем очерке о восхождении на Эверест: "Меня не покидает ощущение, что скоро нас догонит другая связка. С трудом удерживаю себя, чтобы не оглянуться вниз на гребень. Это не галлюцинации. Может, с нами мысли наших друзей, которые волнуются за нас. Это какое-то непередаваемое словами сложное и тонкое чувство. Такое я испытываю впервые".
Речь идет о ночном восхождении в составе первой советской гималайской экспедиции 1982 года. Казбек Валиев и его партнер Валерий Хрищатый вышли из штурмового лагеря по направлению к вершине. До высоты 8500 метров Хрищатый не пользовался кислородом, а с этой отметки, чтобы не отставать от Казбека, подключил свою маску к кислородному баллону. Стало легче двигаться, сознание работало ясно. Но и у Хрищатого тоже возникло стойкое ощущение, что они не одни под куполом Эвереста. Оба впоследствии рассказали об этом в своих очерках.
Многие, кто бывал близ вершины этой горы, высочайшей на планете, свидетельствуют о чем-то подобном -- посторонние голоса, необъяснимое присутствие кого-то невидимого. Еще в 1933 году англичанин Смит на Эвересте делился со своим воображаемым спутником кексом. Правда, альпинисты обычно склонны списывать свои странные ощущения на гипоксию -- кислородное голодание. Но, как мы видим из примера Валерия Хрищатого, дело вовсе не в нем.
Кстати, Валерий рассказывал, как перед выездом сборной СССР в первую гималайскую экспедицию на Эверест в 1982 году с ними встречались сотрудники засекреченного тогда Института сознания и просили обратить внимание на необычные явления, которые могут наблюдаться в Гималаях.
Приведу еще несколько выдержек из мемуаров итальянского альпиниста Райнхольда Месснера, совершившего в 1980 году первое одиночное восхождение на Эверест по маршруту, с которого еще в 1924 году не вернулась двойка англичан Мэллори -- Ирвин: "Физически я несу всю нагрузку один. Психически же я время от времени чувствую рядом с собой помощника. Вон кто-то идет за мной...
...Хотя я с самого утра ничего не ел, голода не чувствую... "Fai la cucina", -- сказал кто-то рядом со мной. "Позаботься о пище". Ощущение, возникшее несколько часов назад, что у меня есть невидимый спутник, усиливается. Я даже спрашиваю себя, как мы разместимся в этой крошечной палатке. Кусок сухого мяса я разделяю на две равные части. Оборачиваюсь. Убеждаюсь, что я один".

Чужие голоса
Тот же Месснер вспоминает: "Я часто прихожу в ужас: почему мне чудятся человеческие голоса? Может быть, это Мэллори и Ирвин? Из-за того, что меня много лет занимает тайна их исчезновения, я верю, что это их голоса доносит до меня ветер... Да, их дух живет здесь. Я чувствую его..."
Лидер красноярских альпинистов Николай Захаров рассказал о подобном эпизоде во время экспедиции на Эверест 1996 года. Восхождение по новому маршруту завершилось успехом -- три члена команды достигли вершины. Николай Захаров тоже двигался к вершине, но подъем давался ему нелегко, он чувствовал, как энергия из его тела уходит в гору. На отметке около 8700 метров услышал отчетливую фразу: "Коля Захаров, медленно идешь". В это время с противоположной стороны вершины, в районе ледника Кхумбу находились его жена и друзья. Как он позже узнал, они все время мысленно подгоняли его, просили, чтобы шел быстрее. Но до вершины Захаров тогда не дошел. Совсем немного. Он понял, что не успеет вернуться в лагерь до наступления темноты. Во время спуска в стороне от маршрута увидел фигуры людей, которые звали его к себе. Николай удивился, почему они оказались в этом месте, но на зов пошел, спустился по склону и обнаружил... мертвого индуса.
Весной 2000 года Николай Захаров в хорошем темпе поднялся на вершину Эвереста. Он чувствовал себя превосходно, не было никакой гипоксии, поскольку использовал искусственный кислород. И, тем не менее, в предвершинной части горы услышал голоса и звуки пионерского марша. Потом он вспомнил, что в этот день отмечался праздник пионерии, 19 мая. Но как связаны пионеры с Эверестом? Загадка.
Не только на Эвересте и не только в альпинизме наблюдаются подобные явления. Тот же Месснер слышал голоса при одиночном восхождении на каракорумский восьмитысячник Нангапарбат.

Прорыв прозрения
Интересную историю поведал заслуженный мастер спорта СССР Ринат Хайбуллин. На первый же мой вопрос о необычных явлениях в горах Ринат спокойно ответил, что он не только наслышан о рериховской теории, но считает ее достойной самого пристального внимания:
"Не назову себя рериховцем, -- говорит Хайбуллин. -- Но когда я был в экспедиции на Лхоцзе (8516 м) в 1990 году, с нами находились парапсихолог Анатолий Непомнящий и бывший диссидент, первый русский лама Алексей Трехлебов. Они рассказывали мне об энергетических явлениях "космос -- Земля -- человек". Благодаря этому я стал осмысленно подходить к своим ощущениям. А они таковы: в горах я получаю максимальную ясность ума".
Ринат описал такой случай. 7 октября 1990 года группа восходителей на Лхоцзе находилась на отметке 7800 метров. Трехлебов накануне предупредил, что 7 октября -- критический день, особенно в первой половине, нужна максимальная осторожность. Альпинисты раньше обычного вышли на обработку маршрута, до восхода солнца завершили работу на наиболее опасных участках. Во время радиосеанса Ринат вдруг неожиданно для себя спросил, нет ли информации от другой экспедиции, ушедшей на пик Манаслу. Там находились его друзья. Ему ответили: только что пришло сообщение из Катманду -- именно в те часы, о которых говорил Трехлебов, сорвались и погибли трое парней.

Помог священный рис
Еще один случай, рассказанный Ринатом Хайбуллиным. Во время сложнейшего стенного восхождения в 1991 году на другой гималайский восьмитысячник -- Даулагири -- Ринат работал с Андреем Целищевым из Усть-Каменогорска на очень сложном участке скальной стены. Когда световой день был на исходе, парни попали в критическую ситуацию. Надо было во что бы то ни стало завершить обработку этой стены, выйти на ледовый пояс и организовать ночевку. Оставалось метров тридцать по высоте, но это был участок высшей категории сложности. Ринату надо было пройти свободным лазанием участок с отрицательным уклоном, причем пройти траверсом по диагонали. Он никак не мог это сделать. Три попытки -- и трижды Целищев "ловил" его страховкой. "Мы уже начали переглядываться: что делать? И вдруг у Андрея посветлело лицо. "Я знаю, что делать", -- сказал он. В нагрудном кармане у Целищева лежала горстка риса, освященного на алтаре в знаменитой Потале -- святыне буддизма в Лхасе. Рис нам передал перед восхождением странствующий лама Фурбу и объяснил, как им пользоваться. В наших действиях не было ни тени иронии. Андрей бросил рис в сторону участка, который я никак не мог пройти. Остальное было делом техники. Не помню как, но я прошел этот сложный участок, вбил последний из имевшихся у нас крючьев. В этот момент зашло солнце, но мы вышли на ледовый пояс и благополучно устроили сидячую ночевку. Пусть мои слова будут истолкованы всяким по-своему. Но я утверждаю, что сложное лазание на Даулагири удалось мне именно благодаря горстке риса".
От себя добавлю, что Ринат по профессии инженер-электронщик, человек с прагматичным складом ума, далекий от разных "сентиментальностей", свойственных некоторым представителям гуманитарных направлений.

Роковой камень
Напоследок хочу привести еще пару случаев, рассказанных Николаем Захаровым. В 1991 году при восхождении на восьмитысячник Чо-Ойю альпинисты всей командой ночью видели в соседнем ущелье луч света, уходящий в небо и рассеивающийся в облаках. Это совершенно безлюдная местность, на многие десятки километров удаленная от населенных территорий. Никаких объяснений этому феномену полтора десятка альпинистов так и не нашли.
В той же экспедиции альпинисты столкнулись с фатальной повторяемостью падения камней на их головы в одном и том же месте маршрута. На высоте около 8000 метров на гребне Чо-Ойю есть 70-метровый провал. В этом месте камень упал на голову сначала екатеринбуржцу Сергею Тимофееву, затем красноярцу Петру Кузнецову. И наконец, фатальная закономерность обернулась летальным исходом. Третий камень, упавший в том же месте на голову врача команды Юрия Гребенюка, привел к его гибели. Сразу вслед за выходом на маршрут группы, в которой был Гребенюк, в базовом лагере случилось событие, после которого непальские и индийские группы обычно сворачиваются и возвращаются домой. Шерпы, участвовавшие в экспедиции, соорудили буддистскую ступу из камней, от которой во все стороны расходятся веревочки с молитвенными флажками. Под порывом ветра пламя из очага вырвалось и пережгло одну такую веревочку. Шерпы были страшно напуганы этим знаком, не спали всю ночь, -- молились за русского. Но это не уберегло российского альпиниста.
...Оставляю без комментариев все приведенные в этом материале факты.

Илья НАЙМУШИН

0 коммент.:

Отправить комментарий