Почему в Грузии такие осторожные медведи
И не только в Грузии, но и в Прибалтике, Италии, большей части Испании, в Ирландии, Уэльсе и Йоркшире. Во всех этих странах и областях медведи старательно обходят уши местных жителей, в результате чего получаются прекрасные певцы-одиночки, хоры и вообще целые поющие народы. Может, виновата генетика?
Совершенный инструмент
Для того чтобы понять, почему один человек поет как соловей, а другой скрипит словно несмазанная телега, нужно немного углубиться в анатомию. Собственно говоря, поет человек потому, что природа подарила ему голосовые связки -- две небольшие складочки на слизистой оболочке гортани.
Когда мы дышим, эти складки свободно свисают вдоль стенок гортани, оставляя свободный проход для воздуха. Но стоит запеть -- и связки расправляются, натягиваются, и поток воздуха из легких заставляет их вибрировать, превращая в самый совершенный музыкальный инструмент. Однако во время пения работают не только связки. Различные мускулы регулируют натяжение связок и щель между ними, варьируя тональность звуков. Чем тоньше и сильнее натянуты связки, тем выше звук, и наоборот. Именно поэтому по утрам голос кажется более низким -- связки еще расслаблены.
А был ли медведь?
Естественно, у оперного баса связки анатомически более толстые, чем у певицы сопрано -- это генетический аспект. Однако на способность петь природные данные -- размер глотки и объем легких -- влияют не сильно. Занятия по вокалу помогают исполнителю натренировать мышцы, управляющие связками, на несколько нот расширить диапазон голоса, настроить голосовой и дыхательный аппараты на лучший резонанс, приобрести правильную артикуляцию. Поэтому эксперты по музыкальной грамотности уверены, что научить петь можно любого. Во всяком случае, любой человек может улучшить свой музыкальный слух и чувство ритма. Способность петь связана с психологией человека, его детством и культурным наследием. Феномен музыкальных кланов, семей и народов возникает тогда, когда дети с раннего возраста погружаются в музыкальную среду, как, например, в той же Грузии или Ирландии. Хотя некоторые эксперты все же верят в "генетическую музыкальность", некое сочетание физических и ментальных данных, из которых и складывается музыкальная одаренность. Физические данные -- это здоровые эластичные связки и дыхательный аппарат большого объема. Ментальные данные позволяют певцу точно соотнести то, что он слышит, с тем, что поет, координировать напряжение мышц, управляющих связками, сокращать их в соответствии с требуемыми звуками. Иногда человек не умеет петь, как раз потому, что у него отсутствует такая координация между слухом и голосом, хотя ни тем, ни другим природа его не обидела.
Но вот блюз, например, могут петь только представители негроидной расы. Теоретикам хотелось бы оспорить этот факт, но расовые различия, несомненно, накладывают отпечаток на звучание голоса. Голосовой аппарат большого объема и крупные связки чернокожих певиц и певцов дают глубокие звуки, характерные для блюза. А некоторые музыковеды считают, что "скрипучие" голоса таких певцов, как Тина Тернер или Род Стюарт, обусловлены анатомическими особенностями строения их голосового аппарата, когда связки смыкаются и размыкаются не так, как у остальных.
Писклявые горожане
Преподаватели вокального мастерства считают, что полное отсутствие музыкального слуха встречается крайне редко, а неумение петь и неразвитый слух -- это наследие западной культуры, в которой полностью утеряны музыкальные традиции. Правда, столь же редко рождаются и люди с абсолютным слухом -- те, кто улавливают не только разницу между соседними звуками в мелодии, но и четко различают каждую отдельную ноту, легко могут исполнить любую музыкальную тему без всякой инструментальной поддержки. Такими способностями обладают около одного процента всех людей. Однако ученые и тут настаивают на своем: мол, дело не только в наследственности, но и в среде, обучении, тренировке. Или в физических отклонениях. Например, 50 процентов слепых и слабовидящих детей лучше различают музыкальные звуки именно благодаря тому, что в жизни им больше приходится полагаться на слух, чем на зрение.
Многие обладатели баса и контральто -- самых глубоких мужских и женских голосов -- родились в деревне, вдалеке от цивилизации. В шумных и оживленных странах их значительно меньше, наверное, потому, что там людям приходится много кричать, чтобы их услышали, от этого связки уплотняются, а голос становится выше.
Пристрастие к сигаретам и алкоголю тоже сильно влияет на тембр голоса: складки-связки от этого увеличиваются в размерах и грубеют, отчего и понижается тембр (вспомните Джанис Джоплин). Но огрубевшие низкие голоса тоже могут звучать очень проникновенно и многим нравятся гораздо больше, чем чистые, но эмоционально "пустые". Ведь голос, каким бы красивым он ни был, только средство передачи, инструмент. Главное -- что ты хочешь сказать.
четверг, 27 мая 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
0 коммент.:
Отправить комментарий